Основы опытнической работы в животноводстве

Животноводство – одна из важнейших отраслей сельского хозяйства. Увеличение объема производства продукции животноводства и снижение ее себестоимости осуществляется за счет расширения производства всех отраслей животноводства, увеличения и укрепления кормовой базы, перевода животноводства на промышленную основу путем специализации и кооперации, внедрения промышленных комплексов, максимальной автоматизации и механизации производственных процессов и др.

Научно-технический прогресс в животноводстве невозможен без исследовательской работы. Но внедрение научных разработок и рекомендаций нередко требует предварительной проверки и обоснования в условиях конкретного хозяйства. В этом деле большую помощь оказывают учащиеся сельских школ.

Опыты с животными проводятся в период летней учебно-производственной практики или в учебный период во внеурочное время под контролем специалистов хозяйства. При выборе темы опыта необходимо исходить из конкретных возможностей, условий и потребности базового хозяйства.

В организации опыта центральное место принадлежит методике исследования, т. е. комплексу специфических операций с подопытными животными. Методика разрабатывается для каждого опыта в отдельности, в зависимости от поставленных на исследование вопросов, условий его проведения и характера ожидаемых результатов.

В простых зоотехнических опытах изучается либо действие различных факторов условий жизни на животных определенной породы или конституции, либо действие наследственно-конституционных факторов на использование организмом определенных условий внешней среды.

В первом случае главный методический принцип заключается в том, чтобы опытные группы животных по наследственно-конституционным особенностям были максимально сходными, а сравнительно изучаемые факторы условий жизни для них в определенной мере различались.

Во втором случае наоборот, различия должны быть в самом составе групп опыта (например, различные породы, животные различного типа конституции и т. д.), а условия внешней среды (кормление, содержание) – максимально сходными.

Все методы постановки опытов строятся на принципе сравнения, ибо только на основе сравнения создается возможность четко определять действия изучаемых факторов на подопытных животных. В опыте элемент сравнения должен выступать, насколько это возможно, в "чистом" виде. Поэтому в простых опытах опытную группу, как правило, нужно использовать для решения только одного вопроса, В зависимости от того, на основе какого принципа организуется опыт и проводятся сравнения полученных данных, все методы постановки опытов делятся на две большие группы.

Принцип аналогичных групп. Сюда относятся методы обособленных групп (пар-аналогов, однояйцовых двоен, сбалансированных групп, миниатюрного стада) и методы интегральных групп (двухфакторный комплекс и многофакторный комплекс).

При использовании однояйцовых близнецов экспериментатор имеет дело с тождественной наследственностью, что позволяет ограничиться небольшим числом животных в опытных группах. В других случаях экспериментальные группы животных имеют лишь в общем и целом сходную, но далеко не тождественную наследственность.

Принцип групп – периодов. В генетическом отношении методы, построенные исходя из этого принципа, сочетают некоторые свойства подопытного материала однояйцовых двоен (поскольку опыт проводится на одних и тех же животных) и свойства аналогичных групп. Этот принцип наиболее богат конкретными методическими приложениями. Сюда относятся методы периодов и параллельных групп-периодов (однофакторный и многофакторный), методы обратного замещения (стандартный и без контрольной группы), метод повторного замещения (двукратный и многократный) и методы латинского квадрата (стандартный и по Лукасу).

Применение того или иного метода определяется задачами, поставленными в исследовании, а также наличием необходимых условий для проведения опытов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: