Вычисление суммарной ошибки положения ползуна кривошипно-ползунного механизма
Вычислить погрешности механизма
Выполнить:
1. Перечислить источники первичных погрешностей.
2. Составить уравнение движения ползуна
3. Пользуясь методом относительных ошибок, вычислить частичные и суммарные погрешности
4. Построить график зависимости погрешностей от угла поворота кривошипа
5. Найти положение кривошипа где величина суммарной погрешности наибольшая
6. Пользуясь методом преобразованного механизма вычислить частичные и суммарные погрешности.
7. Сравнить результаты
Основные понятия и определения
Ошибкой положении механизма называется разница в положении ведомых звеньев действительного и соответствующего теоретического механизма при одинаковых положениях их ведущих звеньях.
Ошибкой перемещения механизма называется разница перемещений ведомых
звеньев действительного и теоретического механизмов при одинаковых перемещениях их ведущих звеньев.
Ошибкой положения ведомого звена называется разница в положении ведомых звеньев действительного и теоретического механизмов, возникающая от ошибки положения механизма и ошибки положения ведущего звена.
|
|
Ошибкой перемещения ведомого звена называется разница перемещения ведомых звеньев действительного и теоретического механизмов, возникающая от
ошибки перемещения механизма и ошибки перемещения ведущего звена.
- Перечислить источники первичных погрешностей.
Первичной ошибкой (п. о.) называется погрешность размеров, геометрической
формы и взаимного расположения элементов кинематических пар звена, возникающие при изготовлении и работе механизма.
В данном кривошипно-шатунном механизме источниками первичной погрешности являются детали этого механизма (длины звеньев r, l) а так же эксцентриситет а.
2. Составим уравнение движения ползуна.
Для данного механизма уравнение движение выглядит так:
где r, l - длины звеньев, a - эксцентриситет.
З. Пользуясь методом относительных ошибок, вычислим частичные и суммарные погрешности.
Частичной ошибкой называется ошибка механизма, вызванная единичной первичной ошибкой.
Суммарная ошибка механизма представляет результат суммарного воздействия всех частичных ошибок. Суммарные и частичные ошибки всегда скалярные величины.
Метод относительных ошибок этот метод широко применяется, если известна аналитическая функциональная связь между ведущими и ведомыми звеньями. Для механизмов, состоящих из рычагов, гибких связей и фрикционных колес, вводится понятие об относительной радиальной ошибке.
|
|
Относительной рациональной ошибкой называется отношение абсолютной ошибки радиального размера? к номинальной величине этого размера r.
Для того чтоб выразить ошибку перемещения механизма через ошибки длин звеньев необходимо продифференцировать полученное уравнение движения механизма. в частных производных заменив при этом дифференциалы малыми приращениями.
Найдем производные:
Подставим значения известных величин и построим графики:
График зависимости погрешности перемещения от
График зависимости погрешности перемещения от
График зависимости погрешности перемещения от
Построим суммарный график, включающий в себя суммарную ошибку положения
механизма:
- Найдем положение кривошипа, где величина суммарной погрешности наибольшая.
Для нахождения наибольшей величины суммарной погрешности используем методы одномерной оптимизации. В данном случае применяем метод «Золотого сечения».
В методе золотого сечения определяется точка глобального минимума на отрезке за минимальное количество шагов, т.е. за минимальное количество вычислений целевой функции.
Задаем функцию максимум которой необходимо извлечь:
границы интервала поиска максимума функции
b =
- допустимая погрешность вычисления
- начальное приращение х
Поиск максимума функции f(x) на интервале [ а,b ]
Результаты поиска:
Результат: проведя расчеты, получаем, что максимальная суммарная погрешность положения кривошипа равна 3.547.
5. Вычислим частичные и суммарную погрешность с помощью метода преобразованного механизма.
Этот метод основан на идее построения схем преобразованных механизмов и планов малых перемещений, которые строятся по правилу построения планов скоростей.
При преобразовании механизма его ведущее звено закрепляется неподвижно, а звено, имеющее первичную ошибку, преобразуется так, чтобы остальные звенья, имеющие точные размеры, могли получить перемещения, соответствующие величине и направлению рассматриваемой первичной ошибки.
Преобразованный механизм и план малых перемещений, показывающий зависимость частичной ошибки положения толкателя от первичной ошибки ,
приведены на рис. Для плана малых перемещений запишем теорему синусов:
или
Найдем погрешность:
Из полученных данных найдем суммарную погрешность:
Суммарная ошибка положения толкателя кулачкового механизма от трех указанных первичных ошибок
Для того чтобы полученное выражение сделать функцией одного аргумента, например, угла поворота кривошипа , выразим тригонометрические функции угла
через геометрические параметры механизма и угол :
После преобразований будем иметь:
Так как величина это переменная величина построим график функции. Его экстремум будет отражать максимальную суммарную погрешность.
Найдем экстремум функции, используя метод одномерной оптимизации. В данном случае применим метод «золотого сечения».
границы интервала поиска максимума функции
b =
- допустимая погрешность вычисления
- начальное приращение х
Поиск максимума функции f(x) на интервале [ а,b ]
Результаты поиска:
Наибольшая суммарная погрешность равна 3,581 мм.
6. Сравним результаты.
Исходя из полученных данных методом относительных ошибок и методом преобразованного механизма, приходи к выводу, что данные полностью совпадают, что величина погрешности найдена правильно.