Нарушения развития коммуникации

Нарушения коммуникации резко затрудняют (в тяжелых случаях совсем исключают) возможность обучения, и преодоление (или хотя бы смягчение) коммуникативных проблем является первостепенной задачей как по значению, так и по очередности решения.

Стержневым признаком является аутизм, который К.С.Лебединская определяет как «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой».

Наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет. На более ранних этапах развития из-за незрелости психики симптомы аутизма, как правило, сглажены, неярки, что существенно затрудняет диагностику. В числе наиболее характерных проявлений аутизма в раннем возрасте можно назвать следующие (причем ни одно не встречается абсолютно во всех случаях).

Большинство детей с аутизмом не фиксирует взгляд на лице другого человека, не выносит cколько-нибудь длительно прямого зрительного контакта «глаза в глаза»; даже если такой контакт возникает, он оказывается непродолжительным: ребенок отводит взгляд, а в других случаях «смотрит насквозь» или останавливает внимание на какой-то детали (очки, усы, блестящие сережки). В то же время он может часами завороженно следить за пылинками в солнечном луче, смотреть на огонь или на текущую воду, на то, как колышется на дереве листва или проплывают по небу облака.

Первая улыбка хотя и появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно, не провоцируется смехом, радостью, иными аффективными реакциями других людей.

К окружающим ребенок с аутизмом относится довольно безразлично, взаимодействует с ними вяло, нередко проявляя отрицательное отношение к контакту: на руки не просится, часто предпочитает находиться в кроватке, в манеже, в коляске и т.п.. На руках у взрослого не приспосабливается, при кормлении не выбирает удобного положения и остается напряженным. Позу готовности не проявляет или проявляет вяло; в то же время иногда легко идет на руки ко всем. Близких ребенок с аутизмом начинает узнавать своевременно, но при этом достаточно насыщенной и продолжительной эмоциональной реакции не проявляет. К ласке ребенок с аутизмом относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно, но даже если положительно, то быстро пресыщается.

Длительное время многие дети с аутизмом не дифференцируют живое и неживое (протодиакризис): аутичный ребенок отнимает игрушку у сверстника, как будто берет ее с полки, и ему невдомек, что он может кого-то обидеть; он карабкается по телу взрослого, опираясь на лицо и цепляясь за волосы, как будто взбирается вверх по шведской стенке, но то, что это может быть больно или даже неприятно – такой мысли просто не возникает.

Следует подчеркнуть, что речь идет о нарушениях не средств и форм коммуникации (сенсорные функции, речь) и не об обеднении усваиваемого потока информации (интеллектуальная недостаточность), но о нарушениях общения как такового, нарушениях, не зависящих от желания или нежелания (капризности, невоспитанности и т.д.) самого ребенка. Именно нарушения коммуникации, их выраженность делают коррекционную работу с аутичными детьми специфической, и без установления взаимодействия и (или) эмоционального контакта обучение и воспитание становятся практически невозможными. В существующих видах специальных (коррекционных) образовательных учреждений такой проблемы как основной в коррекционном процессе не ставится.

Как показывает многолетний опыт работы отечественных и зарубежных специалистов, в абсолютном большинстве случаев снятие или смягчение коммуникативных трудностей при детском аутизме требует использования, по крайней мере, на начальном этапе (иногда весьма длительном) индивидуальных форм коррекционной работы как основных. Это не означает отрицания групповых форм работы, но их введение должно быть постепенным и обоснованным динамикой состояния ребенка.

Недостаточно знакомые с особенностями аутизма люди (обычно родители, но иногда и специалисты) часто считают, что пребывание в коллективе само по себе стимулирует общение. Это может быть правильным только при выполнении двух условий. Во-первых, у ребенка должны быть хотя бы минимальная потребность в общении и навыки общения (еще раз напомним, что на этом этапе ребенка с аутизмом приходится учить всему). Во-вторых, и коллектив должен быть готов не отторгнуть не совсем обычного по своему поведению новичка, что без контроля и влияния взрослых бывает крайне редко. Если «предоставить все природе» (в любом из существующих видов образовательных учреждений), то отрицательный опыт взаимодействия с другими людьми (особенно со сверстниками), как правило, растет, негативизм к общению фиксируется, становится еще более труднопреодолимым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: