Особенности когнитивных процессов

Большой интерес представляет интеллектуальное развитие детей с аутизмом.По данным зарубежных и отечественных авторов от 2/3 до 3/4 детей с аутизмом страдают той или иной степенью интеллектуальной недостаточности, и в последнее время частота атипичного аутизма, его процент среди всех аутистических расстройств растет.

Главная особенность интеллектуального развития при аутизме – его неравномерность, парциальность, проявляющаяся весьма своеобразно: справляясь с заданиями абстрактного характера, ребенку труднее выполнить такое же по сложности задание даже с минимальным насыщением социального характера. Так, пример 2+3=? для аутичного ребенка несравненно легче, чем задача “у тебя было два яблока, мама (сестра, тетя, учительница) дала еще три, сколько стало?” Или вспомните, как в знаменитом фильме «Человек дождя» главный герой, которого гениально играет Дастин Хоффман, не может решить, сколько дадут сдачи с одного доллара, если шоколадка стоит 50 центов (100 – 50 =?), хотя перед этим в уме перемножал четырехзачные числа и извлекал корень седьмой степени. Или иногда, обладая хорошей ориентировкой в пространстве, ребенок тем не менее не в состоянии правильно распределить при письме текст на листе бумаги.

Неравномерность развития интеллектуальных функций вызывает ряд вопросов в связи с использованием IQ как показателя интеллектуального развития при аутизме. Во-первых, IQ разрабатывался для классических форм умственной отсталости, для ЗПР, для нормы; в какой степени он применим при аутизме, когда психика характеризуется иными особенностями? Во-вторых, если аутичный испытуемый не справляется с заданием, как решить, что он не может его выполнить в силу трудностей интеллектуального характера, или не принимает инструкции из-за аутистической отгороженности от окружающего? В-третьих, хорошо известно, что при аутизме пресыщение наступает быстро, и если ребенок неуспешен, то является ли причиной тому интеллектуальная несостоятельность или уже развившееся пресыщение?

Приведем пример. По данным тестирования по Векслеру у Сережи Л. (16 лет) по отдельным субтестам получены следующие шкальные оценки (норма -10): осведомленность – 6, понятливость -3, арифметический – 13, сходство -6, словарный – 0, повторение цифр – 11, недостающие детали – 9, последовательные картинки – 3, кубики Коса – 16, складывание фигур – 9, шифровка – 5, лабиринты – 20. Вербальный интеллектуальный показатель – 86, невербальный интеллектуальный показатель – 117, общий интеллектуальный показатель (IQ) – 101. При этом ПМПК трижды аттестовала Сережу как необучаемого, а клинически его интеллект соответствует грани легкой и умеренной умственной отсталости.

В любом случае следует относиться к оценке интеллектуальных возможностей аутичного ребенка очень осторожно.

В ряде концепций именно нарушения когнитивного развития считают центральными в патогенезе аутизма, и даже иногда высказывается мнение, что детский аутизм следует рассматривать как своеобразный вариант интеллектуальных расстройств. По мнению U. Frith, S. Baron-Cohen и мн. др. для лиц с аутизмом характерен особый способ мышления, своя “theory of mind” (теория мышления). Это мнение основано на многочисленных клинических наблюдениях и экспериментальных данных. Показано, что дети с аутизмом плохо понимают скрытый, переносный смысл, юмор, иронию, плохо оперируют символическими понятиями, не способны в достаточной мере понять мотивы поступков и побуждения других людей, посмотреть на что-либо с позиций другого человека – и т.д. и т.п., что столь часто встречается в жизни и без чего не мыслимо реальное социальное поведение.

S. Baron-Cohen иллюстрирует свою точку зрения многочисленными примерами. Приведем один из них, наиболее известный.

Эксперимент «Салли – Энн». У Салли есть корзинка, у Энн – коробка. Салли кладет в корзинку шарик и выходит из помещения. Шалунья Энн берет шарик из корзинки Салли и кладет его к себе в коробку. Возвращается Салли и хочет поиграть со своим шариком. Где она будет искать шарик? – Это главный тестовый вопрос. Потом задают еще два контрольных вопроса: «Куда Салли положила шарик вначале?» и «Где лежит шарик на самом деле?».

Правильный ответ на главный тестовый вопрос: Салли будет искать шарик в корзинке. Чтобы так ответить, нужно как бы поставить себя на место Салли: да, шарик в коробке, но Салли этого не знает, потому что ее не было в помещении, когда шарик переложили, то есть представление Салли является ложным. Нормальный ребенок в возрасте трех-четырех лет это понимает без труда и легко применяет понятие ложного представления (убеждения) к другим людям. Он сталкивается с такими ситуациями в ходе общения со сверстниками и взрослыми многократно. Правильно на этот вопрос отвечают и большинство детей с синдромом Дауна.

Из участвовавших в эксперименте детей с аутизмом 80% дают ошибочный ответ: они считают, что Салли станет искать шарик в коробке Энн, хотя все произошедшие события описывают правильно. Так же ошибочно дети с аутизмом отвечают на вопросы «Где, по мнению Салли, находится шарик?» и «Салли знает, где сейчас находится шарик?». Делается заключение, что понятия типа «знать», «верить», «представлять» для детей с аутизмом или недоступны, или, по крайней мере, доступны не полностью, формально.

Необходимо учитывать, что при аутизме структура интеллектуальных нарушений может быть сложной. Помимо типичного для олигофрении органического поражения (синдром «олиго-минус») при аутизме возможен и синдром «олиго-плюс»: в силу аутистической отгороженности от окружающего, ограничения потока информации даже потенциально сохранный интеллект развиваться полноценно не может, возникает интеллектуальная недостаточность, но совеем другой природы, обратимая в случае своевременной коррекционной помощи. Однако, если критический период (3-6 лет) пропустить, расстройство становится стойким, и возможности обратного развития становятся все более и более проблематичными. В некоторых случаях структура интеллектуальных нарушений однородна (только плюс или только минус), но чаще встречается смешанный вариант. Очень важен практический вывод: при аутистических расстройствах динамика интеллектуального развития может отличаться от эволютивной, и поэтому никогда нельзя торопиться с оценкой интеллектуального уровня ребенка. Чтобы такая оценка была надежной, требуется диагностическое обучение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: