Особенности памяти, воображения и внимания

Сквозные психические процессы - память, внимание, воображение – изучены при аутистических расстройствах недостаточно, хотя во многих работах нарушения именно этих функций создают непосредственные трудности обучения и воспитания, способствуют возникновению и закреплению проблемного поведения.

Память. Хотя органические поражения ЦНС могут в части случаев приводить к гипомнестическим и дисмнестическим нарушениям, механическая память у детей с аутистическими расстройствами чаще всего хорошая, а нередко и превосходная. Это особенно верно, если речь идет о зрительной памяти, хотя многие дети с аутизмом легко запоминают также события и последовательности событий, свидетелями или участниками которых они были, запоминают последовательности слов, чисел и т.п.

Пример. Николай Т. в 12 лет ездил с родителями отдыхать в Крым. Через 6 лет он мог легко перечислить все станции, на которых останавливался поезд.

Вместе с тем, память детей с аутизмом характеризуется и некоторыми качественными особенностями. Образно и родители, и специалисты иногда определяют одну из наиболее характерных особенностей детей с аутизмом фразой: «Он живет здесь и сейчас». Что имеется в виду?

В большинстве случаев при аутистических расстройствах нарушается избирательность процессов запоминания, когда фиксируется все, попадающее в поле непроизвольного внимания без акцента на более значимых деталях (вспомните симультанность восприятия). В некоторых случаях это воспринимается болезненно; так один из воспитанников, успешно закончивший массовую школу, жаловался: «Я ничего не могу забыть!». В то же время, отдельные моменты прошлого не выстраиваются в цепочки последовательно развивающихся, взаимосвязанных событий, эта связь далеко не всегда и не вполне выходит за рамки формально ассоциативной, не становится по-настоящему логической (теперь можно вспомнить и о трудностях восприятия сукцессивно организованных процессов и явлений); прошедшее остается дискретным, и такая память остается хотя бы отчасти «физической памятью» магнитофонной ленты, но не трансформируется в полной мере в истинную психическую память. Факты прошлого не становятся опытом, что затрудняет взаимодействие с окружающим, воспитание и обучение.

Нарушения воображения при аутистических расстройствах также встречается практически всегда, но проявляются по-разному.

В наиболее типичных случаях возможности воображения скудны, и в лучшем случае ограничиваются формальной экстраполяцией (продолжить ряд прогрессии: 1, 3, 5, … и ребенок подсказывает: 7) или антиципацией (завершает прерванную на последнем такте мелодию).

При эндогенно обусловленном аутизме иногда встречаются аутистические фантазии. Они возникают, как правило, на основе вполне реальных явлений – жизненных эпизодов, впечатлений от прочитанного, мультфильмов, других телепередач. Их основная черта – оторванность от реальности, слабая и неполная связь с окружающим. Эти фантазии, отличающиеся большой стойкостью, как бы замещают реальные переживания и впечатления, нередко отражают страхи ребенка, иногда нарушения сферы влечений и инстинктов, его сверхпристрастия и сверхценные интересы, осознанные им в меру своей несостоятельности и преломленные через призму аутистического мировосприятия. В процессуальных случаях аутистические фантазии могут смыкаться с галлюцинаторно-бредовыми расстройствами.

Внимание. При аутистических расстройствах нарушение внимания отмечаются очень часто, многие авторы считают, что в значительной части случаев (до 20%) аутизм сочетается с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Как и все сквозные психические процессы, внимание тесно связано не только с интеллектом, но и с восприятием, аффективной сферой, регуляционно-волевыми процессами, блоком регуляции тонуса нервно-психических процессов. Уже вследствие этого нарушения внимания проявляются по-разному, тем более, что на аутистическую симптоматику могут наслаиваться особенности внимания, свойственные общему психическому недоразвитию.

Если взять крайние проявления, то у одних детей с аутизмом внимание не задерживается на чем-либо на сколько-нибудь продолжительное время. Характерно то, что внимание, пусть даже не надолго, фиксируется не на целостном объекте, а на его деталях, причем часто не на существенных. Особенно трудно внимание концентрируется на аффективно насыщенных объектах и явлениях. Так, например, когда ребенок смотрит на лицо человека (непосредственно, на фотографию или видеоизображение), то в отличие от детей с умственной отсталостью без аутизма и детей с типичным психическим развитием взор скользит по периферии лица (волосы, уши, подбородок, лоб), но практически не затрагивает глаза. Это не только свидетельствует о суженном поле внимания, его быстрой пресыщаемости и нарушении избирательности, но и отчасти объясняет недостаточность диадического внимания у детей с аутизмом, то есть они значительно реже обращают внимание на других людей, чем на неживые объекты. Еще менее благоприятно обстоит дело с так называемым триадическим вниманием, то есть когда ребенок стремится к понравившемуся ему объекту или явлению привлечь внимание другого человека; для детей с аутизмом это нехарактерно. Дефицитарность триадического и диадического внимания нередко используют в диагностических целях.

Крайние проявления противоположного характера связаны с жесткой фиксацией внимания каком-то объекте, с трудностью или даже невозможностью его переключения. Например, некоторые дети с аутизмом готовы бесконечное число раз собирать пазлы, играть в одну и ту же игру на компьютере, задавать один и тот же вопрос и т.д., то есть процессы регуляции внимания, контроля за ним накладывается характерная для аутизма стереотипность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: