Работу над дипломным проектом следует начинать с поиска и изучения литературных источников по выбранной теме. Поскольку подбор источников осуществляется после назначения руководителя студенту-дипломнику, то этот процесс должен проходить под его руководством.
Представляется целесообразным студентам-дипломникам по возможности пользоваться услугами государственных библиотек и библиотеки университета, где наиболее полно представлена новейшая литература по современным проблемам транспортной отрасли.
Работу с литературными источниками рекомендуется проводить в следующей последовательности:
· ознакомление с нормативно-правовыми актами (вначале законы, затем подзаконные акты);
· ознакомление с научными изданиями (первоначально книги, затем – периодические издания);
· ознакомление со статистическими данными.
В ходе изучения нормативно-правовых актов рекомендуется использование информации на электронных носителях. При изучении нормативных документов, регулирующих экономические и другие отношения на предприятии по проблематике ВКР, удобно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант», «Кодекс» и др.). Справочно-информационные системы помогают существенно облегчить тематический поиск документов, а также позволяют быстро найти документ при наличии информации об органе, принявшем документ, дате принятия, номере документа. Кроме того, документы в данных электронных системах, как правило, содержат комментарии. Недостатком использования данных систем является то, что версии этих документов не являются официальными, и поэтому иногда содержат ошибки. Следовательно, получив информацию при помощи справочно-информационных систем, достоверность этой информации следует подтвердить по официальным источникам (обратиться к подшивке «Российской газеты»).
|
|
Возможно использование электронных документов, полученных при помощи глобальной информационной сети Интернет. Однако по указанным выше причинам достоверность этой информации также нуждается в проверке.
При изучении периодических изданий рекомендуется вначале использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год. Затем следует обращаться непосредственно к интересующим материалам в номерах журналов.
Статистический материал, связанный с протекающими в экономике процессами, можно получить, анализируя данные, опубликованные в ежегодных статистических сборниках, официальных изданиях Банка России («Вестник Банка России», «Бюллетень банковской статистики», «Годовые отчеты Банка России»). Текущую информацию Банка России можно получить по адресу в Интернет: http://www.cbr.ru.
|
|
Знакомиться со специальными источниками следует в порядке обратном хронологическому, то есть вначале следует изучить самые свежие публикации, затем – прошлогодние, потом – двухгодичной давности и т.д.
При подборе источников не следует поддаваться соблазну «охватить побольше», необходимо найти информацию, только непосредственно относящуюся к теме дипломного проекта.
С целью оперативно почерпнуть главное в любом издании, не читая целиком, рекомендуется следующая последовательность действий:
· изучить заглавие;
· ознакомиться с фамилией автора или составом коллектива авторов;
· ознакомиться с наименованием издательства (или учреждения выпустившего книгу):
· посмотреть время издания;
· обратить внимание на количество изданий (первое, второе и т.д.);
· изучить аннотации к изданию;
· внимательно прочитать оглавление;
· изучить введение или предисловие;
· изучить справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели, приложения, глоссарий и т.д.)
· просмотреть первые предложения абзацев и иллюстрированный материал в представляющих интерес главах;
· выписать или ксерокопировать необходимые материалы.
При работе с источниками лучше всего библиографические записи вести на отдельных листах или карточках. Они должны содержать основные библиографические сведения об источнике (фамилию и инициалы автора, название работы, место, издательство, год издания; для статей – название сборника и страницы), а также дополнительные пометки: записи о содержании, ценности материала и возможности его использования (рис.1).
Подчеркнем, делая выписки, следует отделять дословные заметки (цитаты) от конспективных, что крайне важно в случае использования их в тексте дипломного проекта, поскольку любой заимствованный материал требует ссылок на первоисточник.
После беглого изучения источников следует остановиться на двух/трех, в которых информация по планируемой к исследованию проблеме собрана наиболее системно и сжато. Изучение и анализ данных источников позволит студенту-дипломнику углубить теоретические знания. И в завершении необходимо обратить внимание на публикации, в которых рассматриваются дискуссионные вопросы, относящиеся к теме дипломного проекта.
Таким образом, результатом данного этапа подготовки выпускной квалификационной работы является утверждение руководителем списка литературы и ознакомление студента-дипломника с подобранными литературными источниками.
В ВКР разрешается использовать заимствование из источников специальной и периодической литературы, со ссылками: как в порядке изложения, так и прямого цитирования. При этом заимствования могут составлять не более 30% от всего текста пояснительной записки ВКР.
Юн Г.Б. Методология антикризисного управления: Учеб.-практич. пособие. – М.: Дело, 2004. – 432 с. В книге приводятся методологические основы антикризисного управления, государственного регулирования экономических систем, основы реструктурирования предприятий. рассматривается система экономического мониторинга и финансового оздоровления предприятий. Большое внимание уделено реструктурированию дебиторской и кредиторской задолженностей, прогнозированию кризисов в макро- и микроэкономических системах, арбитражному управлению в системе антикризисного менеджмента. «Кризис - это не только разрушение, но и создание потенциальной возможности сбыта и перспективы выхода из него благодаря падению цен», (с.10), необходимо для п.1.1. В главе 4 рассмотрены формализованные модели прогнозирования банкротства (модель Альтмана с.169; модель Спрингейта с.170; модель Фулмера с.171; модель Таффлера с.172), необходимо для п.2.1. |
Рисунок 1. Пример оформления библиографических записей