Гипердинамическии синдром

Для начала нужно выбрать школу и учительницу. делать это можно разными путями. Возьму на себя смерть предложить один из самых нераспространенных, очень эффективных.

Вы идете в ту школу (школк), куда планируете от-ть ребенка, и наблюдаете за третьеклашками, выходя-[ми в вестибюль после окончания уроков. Социальная чуация на сегодняшний день такова, что значительную сть третьеклашек все еще вегречают родители или бушки. Среди выбежавших детишек вы замечаете ех-четырех расхристанных, юдвижных как ртуть, раскрытым портфелем и вымазанными чернилами рука-:. Если они еще при этом и орут, как ненормальные, •говорят, захлебываясь и приплясывая на месте, то мож-быть уверенным — вот он, гипердинамический контин-данного класса. Далее вы замечаете, кого из зашифровавших вас детей встречают, Подходите к маме или >ушке и говорите приблизительно следующее:

Здравствуйте! Извините, пожалуйста, мой сын

'Этом году поступает в первый Еласс. Возможно, он по-

дет к вашей учительнице. Чем-го он напоминает ваше-

мальчика (девочку). Я очень воянуюсь за него. Скажи-

г| как у вас складывались отношения с учительницей

и три года?

Далее возможны варианты. Если вам рассказываю < трагическую историю про борьбу за успеваемость, ис пещренные красным цветом тетради и дневники, про сто яние в углах и разносы на родительских собраниях, то, вне зависимости от «официальной» репутации данноп учительницы, именно вам следует серьезно поразмыс лить, прежде чем отдавать своего гипердинамического ребенка к ней в класс. Если же вам говорят о том, что проблем была масса, но учительница как-то сумела найти к ребенку подход, всегда находила, за что его похвалить, и в результате он и ошибок теперь меньше делает, и внимательнее стал относиться к учебе, и в школу всегда с удовольствием идет — можете не сомневаться, это именно то, что вам надо.

Но вот школа выбрана, минуло первое сентября, «процесс пошел».

В благополучном варианте учительница сумела найти ключик к ребенку, он сам сумел как-то приспособиться к школьной жизни, и до средней школы его больше не ожидает никаких потрясений, кроме двойки по русскому языку за зачетную контрольную, случайно разбитого в школьном туалете стекла и прочих тому подобных мелочей.

Однако рассмотрение благополучных вариантов мало кого интересует.

Поэтому постараемся рассмотреть все возможные варианты неблагополучия и соответствующие им стратегии поведения родителей.

Но для начала нужно сообщить родителям следующее: Учителя начальной школы не видят гипердинамического синдрома и не воспринимают его как симптом заболевания!!! Так как автор не имеет специального педагогического образования (всего лишь возможность преподавать биологию и химию в средней школе — но это же совершенно другое дело), то, следовательно, не имеет и достаточной компетентности, чтобы рассуждать о причинах этого феномена. Возможно, в рамках програм-

мы подготовки учителей начальных классов данный синдром не рассматривается (хотя это странно, так как в любом обычном первом классе таких детей от двух до пяти штук). Возможно, само поведение гипердинамических детей слишком напоминает поведение детей невоспитанных, педагогически запущенных, а иногда и отстающих в развитии, и дифференциальная диагностика просто слишком трудна для учителя, у которого, кроме этих детей, есть и еще двадцать пять других... Возможно, дело еще в чем-нибудь, но сам факт налицо, и родители гипердинамического ребенка непременно должны его учитывать. Как правило, учителя начальных классов воспринимают гипердинамических детей либо как злостных хулиганов, либо как просто дурно воспитанных балбесов. В лучшем случае (при наличии симпатии к данному ребенку) звучит что-то вроде: «Он у вас способный, но такой разболтанный!» Не спешите обвинять во всем учителей! Вспомните, как порой вас самих раздражает поведение вашего собственного ребенка! А ведь основной задачей учителя является научить чему-то весь класс. И легко догадаться, какие чувства вызывает у него ребенок, который постоянно, урок за уроком, месяц за месяцем мешает ему выполнять его задачу...

Однажды мне довелось вести что-то вроде клуба для родителей гипердинамических детей. Встречавшиеся там мамы обсуждали возникавшие у них проблемы, делились своими маленькими находками и победами, плакались друг другу «в жилетку» (иногда и это немаловажно). Клуб был очень камерным, микрорайонным и, естественно, не имел никакой рекламы. Каково же было мое удивление, когда на второе же заседание пришли две молодые учительницы начальных классов из ближайшей школы. Они объяснили, что случайно услышали о происходящем и явились специально, чтобы уяснить для себя, что же такое этот гипердинамический синдром и что им, учителям, делать, когда в их класс попадают такие дети. Так что интерес к этой проблеме оказался двухсторонним...

Однако вернемся к рассмотрению самых распространенных вариантов начального школьного неблагополучия.

ВАРИАНТ 1. Увы, иногда именно в первом классе впервые и выявляется гипердинамический синдром. Интеллектуально полноценный, хорошо подготовленный к школе ребенок не способен усидеть за партой, постоянно просится в туалет, отвлекается, мешает другим детям, и в результате — не справляется с программой. Учительница сначала стыдит ребенка, потом пытается «призвать к порядку» родителей и, наконец, на собрании или в индивидуальном порядке заявляет, что надо как-то «решать вопрос» — намекая либо на домашнее обучение, либо на «еще год посидеть дома».

Здесь необходимы срочные и достаточно решительные меры. Для начала вам нужно решить, о чем идет речь — действительно ли ребенок еще «не дозрел» до школьного обучения или учительница просто стремится оградить себя от его раздражающих выходок. Для этого вам необходимо мнение какого-нибудь постороннего (по отношению к школе) специалиста. Попросите учительницу внятно (желательно в письменном виде) изложить все свои претензии к ребенку и с этим отправляйтесь к психологу в поликлинику, в диагностический центр и т. д. Не забудьте захватить тетрадки ребенка, его рисунки и школьный дневник. Пусть специалист еще раз оценит школьную зрелость малыша, взвесит все претензии и возможности. Категорически отказывайтесь от домашнего обучения. Для гипердинамического ребенка полноценное развитие и становление личности возможно только в обществе, в коллективных играх, потасовках, победах и поражениях. Гипердинамические дети и без того-то склонны к слегка инфантильному, не соответствующему календарному возрасту социальному поведению. Если «запереть» их в четырех стенах, то поведение это еще усугубляется и с трудом поддается исправлению в дальнейшем. Хулиганистый и балбесистый, но в целом вполне обычный гипердинамический ребенок, «высаженный»

на домашнее обучение, очень быстро превращается в ребенка «со странностями». Поэтому ни о каком домашнем обучении для гипердинамического ребенка в первом классе не может быть и речи. Если специалист подтверждает мнение учительницы, что ребенок по своему психомоторному статусу еще не готов к школьному обучению, а ситуация в школе зашла в явный тупик и не подлежит исправлению, то ребенка можно из школы забрать. В этом случае ему обязательно необходим какой-нибудь другой коллектив — кружки, секции, детский сад, «обучалка-развивалка» и т. д. На следующий год, если это технически возможно и он сам не против (мы помним, что такие дети часто парадоксально привязываются к месту, вещам и людям), имеет смысл отдать ребенка в другую школу, которая не связана для него с опытом прошлогоднего поражения, начать, так сказать, «с чистого листа».

ВАРИАНТ 2. Иногда ситуация в первом классе сглаживается «небоевым» темпераментом учительницы, которая вполне логично рассуждает о том, что ребенку нужно время, чтобы приспособиться к школьным требованиям, что он очень подвижный, явно старается и рано или поздно у него получится, что надо и дома приучать его к организованности... и т. д. и т. п. В этом случае родители, благодарно кивая, ждут, когда ребенок «приспособится», и стараются пореже заглядывать в его дневник и тетрадки по русскому языку. Но, увы, во втором классе ситуация, вместо того чтобы исправиться, лишь усугубляется. Задел, созданный подготовкой к школе, исчерпан, надо изучать и усваивать новый материал, а ребенок уже привык к предоставляемым ему скидкам и «напрягаться» явно не собирается... Учительница с тревогой говорит о том, что если срочно что-то не предпринять, то все может кончиться очень плохо, а родители, привыкшие полагаться на учительницу, совершенно не понимают, о чем, собственно, речь и что же именно нужно предпринять...

В этот ответственный момент в семье должен быть «назначен» человек, который возьмет на себя организацию учебной и прочей жизни ребенка. Если есть неработающая мама, ответственная старшая сестра или дееспособная бабушка-пенсионерка — прекрасно. Ребенку сообщают следующее:

— Ситуация с твоим обучением бодренько движется в очень неблагополучном направлении. С этим надо кончать. У тебя есть отдельные недостатки, но в целом ты вполне можешь усваивать эту программу и учиться в этом классе. Мы (семья) намерены сделать все возможное, чтобы отныне так и было. Возможно, в прошлом мы совершили какие-то ошибки, пустив все на самотек. С сегодняшнего дня ситуация изменится.

В дальнейшем составляется жесткий распорядок дня, которому неуклонно следуют. Уроки готовятся строго по расписанию и под неусыпным контролем (это не значит, что нужно делать их за ребенка — ребенок делает их сам, но под контролем). Пока делаются уроки, никаких возможностей для отвлечений и развлечений. Обязательна ежедневная прогулка. Очень желательны ежедневные занятия любым спортом. Расписание жизни висит на стене, над рабочим столом ребенка. Каждый вечер кратко обсуждаются сегодняшние достижения и неудачи и планируются дела на завтра (это обсуждение не должно превращаться в осуждение ребенка — в основном говорится о достижениях и возможности совершить-таки то, что пока не получилось). У ребенка есть твердо фиксированные ежедневные домашние обязанности (все это способствует выработке произвольного внимания) — вынести ведро, погулять с собакой, пропылесосить ковер и т. д. Поддерживается постоянный контакт с учительницей. Ее нужно постоянно спрашивать, заметны ли уже положительные сдвиги от изменения домашней политики. Рано или поздно она что-то заметит (или ей покажется, что заметит). Сразу же нужно попросить ее сказать об этом ребенку. Он в ответ начнет еще больше стараться,

Отчего сдвиги станут совершенно очевидными (включе-} Иие положительной обратной связи). i Если все дееспособные члены семьи работают, а ос-

* тавшиеся совершенно не могут контролировать ребенка, г то следует отдать его в группу продленного дня. Потом | Вам придется заплатить деньги учительнице или воспи- \ Тательнице продленного дня, чтобы во время приготовле-(кии домашних заданий она уделяла вашему ребенку осо-f бое внимание (иногда его достаточно просто сажать ря-; дом с собой и не давать отвлекаться). Постарайтесь по \ крайней мере три вечера в неделю проводить вместе с; ребенком, гулять, ездить куда-нибудь, просто разговари-

* вать. Неустанно выражайте свою озабоченность и инте-I, рее к его школьным делам. Хвалите за малейшие дости-

* жения. Про неудачи говорите:

— Пока не получилось. Давай подумаем, почему? Что еще можно сделать, чтобы получилось?

г ВАРИАНТ 3. Ребенок пошел в школу по возрасту или

|, даже позже (ждать еще год нельзя). Школа самая обыч-

, ная, а учительница настроена вполне благожелательно.

, Поведение ребенка в школе «гипердинамическое», но в общем в пределах допустимого. При всем при этом ребенок категорически не справляется с программой. Как правило, особенно провально выглядит ситуация с чтени-

; ем и письмом. Учительница рекомендует уделять ребёнку побольше внимания и заниматься с ним дополнитель-

' но (писать диктанты, упражнения и т. д.). Дома ребенок сидит за уроками практически все свое свободное время. Однако ситуацию это не улучшает. Появляются сомати-

(ческие проблемы и всякие функциональные заболевания. У ребенка регулярно болит или кружится голова, расстраивается желудок, идет кровь из носа, нарушается сон. При обследовании выявляют то сколиоз, то шумы в сердце, то гастрит, то вегетативно-сосудистую дистонию. Разные специалисты прописывают ребенку огромное количество разнообразных лекарств и процедур. Если все это делать, то не хватит никакого времени и никаких

ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»

денег. Родителям приходится выбирать, от этого они испытывают чувство вины (а вдруг надо было все-таки пойти к остеопату?! А вдруг именно то, дорогое американское лекарство решило бы все наши проблемы?) Свою растерянность и раздражение они, естественно, транслируют на ребенка, их кидает из крайности в крайность. То они всерьез подозревают ребенка в том, что он симулирует, чтобы подольше не ходить в ненавистную школу, где у него и так все запущено. То, наоборот, решают, что ребенок серьезно и тяжело болен, и скармливают ему курс какого-нибудь сильнейшего препарата, побочные действия которого приводят к появлению новых, загадочных и опасных симптомов.

Иногда спровоцированные учительницей родители начинают истово «сидеть» с ребенком и каждый день писать те самые диктанты. В ответ у ребенка появляются явные признаки невроза (тики, заикание, гиперкинезы, навязчивые движения и привычки). Во время впадения в другую крайность ребенка оставляют в покое, ведь он «такой больной», ничего от него не требуют, стремятся предугадать и исполнить все его желания и прихоти. Естественно, практически сразу же начинается деформация характера по эгоистическому или сразу ипохондрическому типу, и ребенок превращается в маленького туповатого тирана. Очень часто обе крайности наблюдаются в одной и той же семье с небольшим временным разрывом.

Правильной позицией родителей в данной ситуации будет в основном отсутствие паники и метаний из стороны в сторону. В первую очередь необходимо посетить специалиста и протестировать ребенка для определения коэффициента интеллекта. Если коэффициент интеллекта в пределах возрастных корм и тестирование не выявляет умственной отсталости, то следующая ваша задача — всемерная поддержка ребенка и повышение его (уже, как правило, рухнувшей почти до нуля) самооценки.

— Красивое написание букв и палочек важная, но не единственно важная вещь в жизни, — сообщаете вы

ребенку. — Мы любим и принимаем тебя таким, какой ты есть. А с палочками мы будем бороться, и в конце концов их переборем. Все данные для этого у тебя есть.

Далее тщательно поэкспериментируйте с режимом. Может быть, есть смысл садиться за уроки вечером?

I Или рано утром? Или разбить все это на три коротких

. «марш-броска»? Или садиться за стол сразу после прогулки? Пробежки? Занятий на тренажере? Натощак?

; Или, наоборот, после школы ребенку нужно плотно поесть и часик поспать? Объясните ребенку суть и цель ваших экспериментов, и он примет в них активное и заинтересованное участие, сам предложит что-нибудь неожиданное и, вполне возможно, эффективное. Как правило, уже вариации режима помогают отчасти раз-

; решить или, по крайней мере, ослабить проблему хронической неуспеваемости. Помните, что у любого гипер-дешамического ребенка есть «плохие» и «хорошие» дни

• и часы. Это обязательно надо учитывать и этим пользо-

} ваться. Сквозное сидение за уроками с четырех до десяти часов для гипердинамического ребенка категорически неэффективно.

Следом необходимо отыскать «позитивный ресурс». Позитивный ресурс в нашем случае — это то место, где ребенку хорошо, то время, когда он успешен и принят, и то дело, которое у ребенка получается. Помните, у Аркадия Гайдара в рассказе «Чук и Гек»? У Чука было то

'' и это, он умел и это, и то, «зато Гек умел петь песни». Вот также и с гипердинамическим ребенком. Что-то у него обязательно получится. Может быть, он хорошо играет в футбол, или поет, или собирает модельки, или скачет на лошади, или придумывает и рисует смешные комиксы... Главное, чтобы «ресурсом» не стало сидение у телевизора или за компьютером.

Отысканный ресурс срочно реализуется в занятиях в кружке или секции, в покупке соответствующего инвентаря или организации соответствующего досуга. Позиция родителей в это время:

— Да, с учебой у нашего сына пока все не блестяще Но зато он надежда нашей дворовой футбольной команды. Недавно забил решающий гол в игре со старшими па цанами из соседней школы. Они прямо обалдели. Их капитан так и сказал: «Ну ты, малолетка, даешь!» А он еще в первом тайме ногу подвернул. Представляете?! Какая выдержка! Так что, мы уверены, что и с учебой все будет в порядке!

— Да, с русским языком пока полный провал. Но вот занятно: слышали бы вы, какие смешные истории он сочиняет для друзей и младшего брата! Прямо настоящие художественные рассказы. Хоть сейчас печатай в каком-нибудь детском журнале. Жалко только, записать их как следует он не может. Но это впереди! Мы уже так решили: как только он худо-бедно сможет их записывать, мы пошлем их в «Мурзилку». Там всегда на отдельной странице печатают, что дети сочиняют. Наши рассказы ничуть не хуже, даже лучше! А письмо? Научится, разумеется!

В дальнейшем, когда самооценка ребенка слегка поднялась за счет «ресурса», на первый план выходят реабилитационные мероприятия по восстановлению здоровья. Ребенку сообщают:

— Все твои многочисленные болячки, по сути, есть одно не слишком опасное заболевание — врожденные проблемы с нервной системой. Они постепенно компенсируются, то есть проходят. Ничем серьезным ты не болен, никакого особенного лечения тебе не требуется. Требуется правильный режим дня, закаливание, чередование периодов нагрузки и отдыха (причем отдых для тебя — это что-то подвижное), много витаминов, спорта и новых, интересных впечатлений. Тогда все будет нормально.

Желательно, чтобы ваше заявление подтвердил в присутствии ребенка какой-нибудь важный врач в белом халате со стетоскопом на шее и неврологическим молоточком в руке (эффект суггестии).

I Дальше ребенка действительно нужно закаливать (любым доступным для вас способом) и кормить витами- [ нами. Все попытки снова «сказаться больным» следует § Мягко, но решительно пресекать:

— Ты действительно так плохо себя чувствуешь? I У тебя болит голова? Ты действительно не в состоянии | Сам с этим справиться? Ну хорошо, сегодня ты не пой-|дешь в школу. Разумеется, и речи быть не может о те-гЛевизоре, компьютере, прогулке и репетиции хора. Бу-f дешь лежать в постели и делать уроки, чтобы не отстать г От класса. Жаль, что придется подвести ребят из хора. [Кроме того, как раз сегодня вечером мы планировали | сходить в парк покататься на машинках... Г Довольно часто после подобного заявления ребенок | практически мгновенно «выздоравливает» и заявляет, [что голова у него «уже почти прошла», что он вполне [ может идти в школу, на хор и, разумеется, в парк пока-I таться на машинках...

I Через некоторое время ребенок убеждается в том, что ■ он не такой уж больной, не такой уж неуспешный, и во-I обще «ничем не хуже других». С этого момента вы уста-| навливаете плотный контакт с учительницей и/или ло-I гопедом и, согласно их рекомендациям, начинаете рабо-I тать с собственно учебными проблемами ребенка I (дисграфией, дислексией и т. д.).

Г Довольно часто родители гипердинамических детей

|задают общий вопрос:

I — Как заставить ребенка-младшеклассника учиться,

I если он ничего не хочет делать? — и почему-то ждут на

Р него конкретного ответа.

г Никаких общих ответов на этот вопрос кет и быть не

I может. Каждый случай должен рассматриваться индиви-

| дуально, в контексте данной конкретной семьи и суще-

I ствующих в ней отношений.

| Вполне четко можно определить лишь то, чего делать

I ни в коем случае не следует. Итак:

1. Воспитывая гипердинамического ребенка, не следует оперировать абстрактными категориями типа «не принято», «обществом не одобряется», «все люди так делают», «так положено» и т. д. Все эти категории для 7—8-летнего ребенка — пустой звук. Желая добиться от ребенка чего-то конкретного, нужно так же конкретно сообщить ему, для чего вам это нужно:

— Я хочу, чтобы у тебя в портфеле тетради лежали отдельно от сменной обуви и яблочных огрызков. Мне не нравится, когда учительница пеняет мне на то, что у тебя все тетради в грязных пятнах. Мне стыдно и неприятно это слушать.

— Папе и мне было бы очень приятно, если бы ты завтра получил за диктант «четыре» или хотя бы «три». Это позволит не бояться «двойки» в четверти. Поэтому мы сейчас еще раз повторим правило про то, как проверять безударные гласные в корне слов, и потренируемся на примерах. Это, несомненно, повысит твои шансы.

2. Гипердинамического ребенка (впрочем, и всех остальных детей тоже) не следует «покупать». Разумеется, вы можете поощрить учебный успех ребенка подарком, сладостью, долгожданной игрушкой, но это должно быть сделано (и объявлено!) после достижения успеха.

— У тебя еще никогда не было пятерки за диктант по-русскому! Ты молодец! Пойдем, купим то мороженое, которое ты выберешь.

— В этой четверти ты явно старался. И Марья Петровна это подтверждает. Я думаю, ты вполне заслужил ролики, о которых ты говорил. Они все еще тебе нужны?

Если попытаться «купить» ребенка до совершения им какого-то деяния («кончишь четверть без троек — куплю скейтборд»), то раз или два у вас это может получиться, особенно если приз для ребенка очень уж заманчив. А потом? «Покупать» ребенка каждый раз, когда вам от него что-нибудь нужно? Кроме того, ребенок-то гипердинамический! Планировать и рассчитывать усилия вовсе не его сильное место. Раз, другой у

I Него не получится («Ты не выполнил условия — не будет тебе скейтборда!»), и он обозлится, плюнет на все щ бросит вам в лицо:

(— Ну и не надо мне твоего...! Не буду я этого делать Совсем! | Ну и что вы-то тогда будете делать?!

Кроме того, совершенно недопустима «плата за оценки». f Почему-то многим родителям такая система поначалу ка-! йсется вполне логичной: принес пятерку — получи пять» рублей! Простенько и со вкусом. Однако нет. Ни вкусом, ни даже психологической простотой в этой ситуации не пах-, Нет. Для начала статистика: за годы своей практики я ви-1 дела несколько сотен семей, которые пытались практико- I вать эту систему. Ни в одной семье она не действовала | больше, чем месяц-полтора\ По истечении этого срока ре- \ бенок возвращался к прежнему уровню успеваемости (или даже снижал его), а попытки «подкупа» вспоминал с неудовольствием и едва скрываемой брезгливостью. Причем Все это вообще не относится к гипердинамическим детям с их органической неспособностью «просчитывать напе-' ред». Месяц-полтора усилий «заработать» — это обычный срок для обычного ребенка без всяких гипердинамических синдромов. Кроме статистики, имеем следующее:

а) ребенок окончательно убеждается, что учится он не ^ для себя, а для родителей;

б) в дальнейшем ребенок также будет ждать, чтобы; его старания в любой области «покупали». В моей прак-; тике был случай, когда парализованная бабушка дава-I ла внуку по два рубля за каждый вынесенный горшок. 1 Никакой безнравственности в данной ситуации мальчишка не видел, так как еще за два года до этого родители провели эксперимент с «покупанием» пятерок и тем самым выдали сыну индульгенцию на подобное поведение в дальнейшей жизни;

в) проникновение товарно-денежных отношений в сферу семейной жизни формирует у ребенка определенные представления об отношениях между близкими людьми.

— Любовь — это, конечно, хорошо, — рассуждает тринадцатилетний «мудрец». — Только без денег кому ж я нужен? Вот будут деньги, тогда и жениться можно на хорошей девушке...

— Слушай, а тебе за пятерки папа деньги не давал? — интересуюсь я.

— Давал! А вы откуда знаете?! — удивляется мальчишка. — Только не получилось как-то... А он и маме как бы зарплату платит. Она же домохозяйка, по хозяйству трудится, правда? И за мной с сестрой ухаживает, и бабушка еще... Так что на хозяйство он ей отдельно выдает, а еще отдельно — «за труды», так он говорит.

— А что же бабушка? Ей не положено? — Мне становится уже по-настоящему интересно.

— Ну, она вообще-то старенькая, — слегка смущается мальчуган. — Ей ничего не нужно. Но вот... Вспомнил! Когда она с Наташкой, сестрой, сидела (та еще маленькая была, а мама в больницу попала), так папа ей платок пушистый купил, новый телевизор и икону настоящую, старинную...

Если это именно тот тип отношений, о котором вы мечтаете, тогда, конечно, попробуйте. Только с гипердинамическим ребенком, скорее всего, все равно ничего не выйдет...

3. Также не следует пугать гипердинамического ребенка неприятностями, ожидающими где-то в далеком будущем. Попытки как-то откорректировать его поведение предпринимаются практически непрерывно, и все же старайтесь избегать выражений типа:

— Надо же думать о будущем...

— Не будешь учиться, в армию пойдешь...

— Нормальный человек должен хорошо учиться...

— Неужели ты не можешь взять себя в руки...

— Если так будет продолжаться, прямая тебе дорога в дворники...

— Такие, как ты, и становятся бездельниками и нар-шжанами...

!«Взять себя в руки» ребенок все равно не сможет, а осадок от ваших «установок» останется. Особенно \ они часто повторяются и не отличаются особым раз-5разием. И постепенно уже сам ребенок начнет ду-ь, а то и говорить вслух (тем самым еще более укреп-вредоносные «установки»): — Я тупой. — Из меня никогда ничего не выйдет. — Я этого не смогу, потому что у меня руки «не из) места растут». И т. д. и т. п. Это ведь не то, чего вы хотели добиться, воспитывая внка, не правда ли? Заявленное выше вовсе не значит, что ребенка не цует предупреждать о последствиях его поступков. гипердинамическому ребенку как раз положитель-яеобходимо. Только эти последствия должны быть зкими и легко просчитываемыми. За недостатком у ердинамических детей прогностического мышления ше даже не оперировать категориями конца четвер-Наиболее уместными будут высказывания такого а: — Именно завтра нужно сдавать отзыв о прочитанной сказке. Тянуть дальше нельзя. Если ты хочешь посмотреть вечерний мультфильм, то садиться за отзыв ■ужно прямо сейчас. Иначе придется делать это практически ночью. Да и на мультфильм времени не останется.

> — В четверг — итоговая контрольная по математике. [Имеет смысл повторить все то, что вы проходили. Повторять все в последний вечер — бессмысленно, потому что Ш этом случае получится слишком много материала и ты 'все равно ничего не запомнишь. Следовательно, мы разобьем все это на четыре кусочка. Сегодня повторим действия с двухзначными числами — и все. Завтра — зада-|чи на два действия. Бери листочек, я продиктую примеры. Если не будет ни одной ошибки, значит, эту часть ты г

усвоил хорошо. Мне кажется, что с примерами у тебя во нормально. Вот завтра задачам придется уделить поболь ше внимания.

— У тебя проблемы с чтением. Есть смысл подгото вить сообщение по рассказу, о котором говорила Марья Петровна. Мы подготовим его дома на этой неделе, ты сдашь его в пятницу и обязательно получишь в журнал хорошую оценку. Это украсит список твоих оценок и, вероятно, улучшит ситуацию с оценкой за четверть.

— Помнишь ли ты, что послезавтра к уроку труд;| нужно принести заготовку для игрушки? Завтра у тебя кружок, и времени, чтобы ее сделать, не будет. Имее i смысл сделать это сегодня, прямо сейчас. Напомни, что тебе для этого нужно?.. Отлично, все это у нас есть! По стели на стол газету, возьми клей и садись. Я сейчас при несу все остальное. Ты пока продумай, как именно это будет выглядеть.

Главная задача родителей гипердинамического ребен ка, посещающего начальную школу, это удержать хотя бы минимальный интерес к процессу обучения.

Мы помним, что на время обучения в начальной школ* приходится пик проявлений гипердинамического синдромд То есть максимальное количество раздражения и одергиваний, максимальное количество сомнений: «А он вообще то нормальный?!» и максимальное разочарование ребенка в своих возможностях. Преодолеть и даже просто пережить все это весьма непросто. Очень многие дети после первых судорожных попыток «вписаться» начинают тихо (или громко) ненавидеть школу и весь связанный с ней учебны* < процесс. Это, в общем-то, самое страшное из того, что мо жет произойти. Потому что крайне редко случается так, чтобы ребенок, который в начальной школе категорически i не любил учиться, вдруг полюбил обучение в средней ши i старшей школе. Увы, гораздо чаще бывает наоборот...

Однако если школа и учительница выбраны верь.» (о том, как это сделать, говорилось выше), то шансы

держать интерес к учебе есть. При этом следует no-нить:

1) главное, что привлекает гипердинамического ре-нка в школе, — это возможность общения;

2) все гипердинамические дети любят все обществен-е мероприятия. Нет ничего лучше для таких детей, м коллективный сбор металлолома или макулатуры.

доенно эти ситуации — то время и место, где гиперди-амический ребенок может проявить себя максимально кзитивно. К сожалению, с распадом октябрятской и пи-Нерской организаций вся общественная жизнь школьники сильно увяла. Однако вы, родители, можете проявить ициативу. Любые мероприятия для всего класса в це-м, которые вы организуете и проведете, во-первых, радуют всех детей, во-вторых, поднимут ваш автори-т в глазах учительницы (грубо говоря, вы ее немнож-задобрите), а в-третьих, доставят огромное удоволь-;вие вашему ребенку (он и так все это любит, а тут еще организаторах — его родители1. Опять же повышение естижа в глазах одноклассников.);

3) попросите учительницу давать вашему ребенку как о больше поручений, связанных с физической актив-га и передвижением в пространстве. Ведь у учитель-

цы всегда мало времени, а в школьной жизни всегда жно куда-то сбегать, что-то принести, кого-то позвать, го-то о чем-то предупредить или о чем-то напомнить...

ь это охотно сделает ваш гипердинамический ребенок.

будет рад быть полезным, да и негатив учительницы адрес ребенка, накопленный во время уроков, слегка [енынится;

4) категорически поддерживайте ребенка во всех его)пытках взять любую новую «высоту». На вопрос: «А как I думаешь, у меня получится...?» — всегда отвечайте:

Я полагаю, вполне может получиться. С моей точки зре-я, для этого разумно сделать то-то и то-то»;

5) любую неудачу встречайте с оттенком юмора: «Ну о надо лее! За один день получить две двойки, два кола,

ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»

да еще и замечание в дневник! Материал для Книги | кордов Гиннеса. И что же мы теперь со всем этим буд делать? Наверное, исправлять, другого-то пути вроде: нет. С чего начнем?» Причем тщательно следите за гп чтобы юмор не переходил в сарказм — этого маленьы дети не понимают и не прощают. Высмеивать ребенка л-допустимо. Это относится к любому ребенку, а к гит v динамическому — вдвойне, ведь у него, как правило, > так достаточно заниженная самооценка.

Если вам удалось удержать у ребенка хотя бы mhi 11 мальный интерес к школе во время обучения в нача/и ных классах, то главное профилактическое мероприяп по отношению к дальнейшему обучению вы выполню: м

В средней школе психолого-педагогическая ситуал, и ■ в чем-то упрощается, а в чем-то усложняется. Попро<> ем разобраться.

Плюсы:

1) физиологическая компенсация перинатальных л.«рушений почти закончена. Ребенок получает больше во можностей в плане концентрации внимания и управ.Ч' ния своим поведением;

2) в средней школе появляются новые интересны-предметы (история, биология и т. д.). Среди них гиперди намический ребенок может выбрать для себя что-нибудь особенно увлекательное;

3) чистописанию и прочим «механическим» вещам уделяется меньше времени и внимания;

4) подрастая, ребенок обретает большую свободу л< редвижения, а следовательно, больше возможностей дм «разрядки». Он может сам ходить на спортивную шт щадку, ездить в кружок, на экскурсии и т. д.

Минусы:

1) тотальный родительский контроль в средней шю» ле становится невозможным. Ребенок должен сам следить за записью домашних заданий, своевременной сд.ч чей письменных работ, исправлением двоек и т. д. Ино г да он с этим справиться не в состоянии;

! 2) в средней школе учителя больше не «разжевывают» материал, апеллируя к самостоятельному мышлению. Гипердинамический ребенок далеко не всегда способен сам проработать параграф, выделить главное, забить основные положения и понять остальное; I* 3) с каждым годом становится все труднее уберечь ребенка от влияния «улицы». Страсть к авантюрам, неумение просчитывать последствия своих поступков — ice это по-прежнему при нем. А опасностей — неизмеримо больше;

4) если к половому созреванию не произошло полной Компенсации синдрома, то подростковый кризис и синдром накладываются друг на друга, образуя чрезвычайно ■зрывоопасную смесь.

Правила поведения родителей гипердинамического ^ребенка в период обучения последнего в средней школе, >| общем, несложны, но чрезвычайно трудны в практичес-;КОМ исполнении. Вот они:

!• 1) ни в коем случае не теряйте контакт со школой. Как бы вам ни было тяжело и противно выслушивать про «подвиги» ребенка теперь уже от многих учителей-предметников — терпите. Только так вы сможете узнать о каких-то Острых моментах: угрожающей неаттестации, конфликтах С учителем или сверстниками, драке, прогулах. Никакой надежды на искренность самого ребенка в этом случае Кет. Чтобы вы не расстраивались, он будет попросту врать, •Как всегда совершенно не задумываясь о последствиях;

2) отмените контроль «по мелочам». В каждом отдельном случае советуйтесь с ребенком. «Ты уже готов сам заполнять расписание в дневнике?», «Сможешь ли ты вставать в школу и не опаздывать, если будильник будет стоять в твоей комнате?» И т. д. и т. п. Однако стратегические «высоты» должны оставаться под вашим контролем. Если ребенку задано домашнее сочинение или сложная и трудоемкая творческая работа, помогите ему подобрать литературу, составить план, «пните», если нужно, чтобы он приступил к написанию не в последний вечер;

ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»

3) постарайтесь, чтобы досуг ребенка не был пустым Подойдут любые кружки, секции, студии, клубы. Если ребенок четыре раза в неделю ходит в скаутский клуО, занимается спортивным ориентированием или верховой ездой, у него просто физически не останется времени, чтобы, болтаясь по улице, пристать к «дурной компании». Гипердинамические дети склонны часто менять увлечения и соответствующие им кружки. Принимайте это как должное. Ваша задача не сделать из ребенка профессионального наездника или мастера спорта по легкой атлетике, а уберечь его от криминала, наркотиков и т. д. Если вам не страшно, то вы не правы. Риск девиантного (отклоняющегося) поведения у гипердинамических подростков в 6—8 раз выше, чем у их «обычных» сверстников Однако «кто предупрежден, тот вооружен»;

4) много разговаривайте с ребенком. Не выспрашивайте и не обвиняйте (даже если очень хочется). Говорите о своих чувствах и чувствах других людей, анализируйте возникающие ситуации, рассказывайте подходящие по смыслу истории. Гипердинамический ребенок в норме -открыт. Если постоянно не щелкать его по носу, то он останется таковым до полного вхождения в подростковость. Его откровенность — ваш шанс поймать и разрешить какие-то скользкие ситуации в самом начале. А это возможно только в одном случае: если ребенок доверяет вам и знает, что вы принимаете его таким, какой он есть, и придете на помощь в любом случае. Декларировать эту позицию бесполезно. Нужно просто поступать в соответствии.

Гиподинамический синдром

Учительница и школа выбираются по тому же принципу и тем же методикам, что и для детей с гипердинамическим синдромом. Очень подходят учителя: а) флегматичные по темпераменту; б) не передовые, а консервативные; в) несклонные повышать голос; г) добродушные

И даже слегка равнодушные к детям вообще и наруше- ЯМям общепринятого порядка вещей в частности. Категорически не подходят учителя: а) авторы пяти новаторс-|сих педагогических методик; б) холерики по темпераменту; в) педанты; г) яркие, блестящие личности, у которых Каждый урок — театральное действие с заранее напи-дешным сценарием.

Выбранную учительницу следует заранее предупредить, что ребенок слегка «тормозной» и на усвоение ма-'Чгериала и выполнение заданий ему может потребоваться чуть больше времени, чем другим детям. Если учительница выбрана верно, она отнесется к подобным заявлениям вполне благосклонно.

— Что ж, бывает... Учтем, — скорее всего пробурчит ока. И неприятный сюрприз (и для учительницы, и для ребенка) не состоится.

Варианты школьного неблагополучия в случае гипо-динамического синдрома менее разнообразны, чем при синдроме гипердинамическом, и в целом сводятся к двум.

ВАРИАНТ 1. Ребенок старается, но попросту не успевает за работой класса. Его домашние работы, выполненные «с чувством, с толком, с расстановкой», вполне удовлетворительны, иногда даже хороши. В классе же картина разительно меняется. Ребенок не дописывает предложения, не успевает выполнить грамматические задания, читает медленно, с ошибками и абсолютно не может пересказать прочитанного. Будучи спрошенным устно, молчит, хотя вроде бы знает материал. Учительница начинает подозревать, что ребенок — умственно отсталый, а домашние работы выполняются родителями. Свое недоверие она, естественно, высказывает и ребенку, и родителям. Родители пытаются оправдаться, а ребенок окончательно падает духом и совершенно перестает стараться, что, в свою очередь, еще более ухудшает успеваемость. Дети в классе (мнение которых в этом возрасте еще очень зависит от мнения учительницы) также начинают подсмеиваться над «тупостью» несчастного одноклассника.

К борьбе и отстаиванию себя гиподинамический ребсчпч не способен в принципе и потому в сложившейся ситуа) i. может попросту заболеть, впасть в невроз или депр< < сию, отказаться ходить в школу.

Первый шаг родителей в подобной ситуации — обр i щение к независимому от школы психологу. Пусть пси холог протестирует ребенка и определит его интеллекту альные возможности. Если интеллект ребенка оказывл ется вполне нормальным, то с заключением психолога (< >«• отсутствии у ребенка умственной отсталости) родители приходят к учительнице. Но не для того, чтобы торжс ствовать победу над ее косностью, а со смиренным во просом:

— И что же мы теперь будем делать, Марья Петровна" Когда Марья Петровна увидит, что никто не собира

ется на нее «наезжать», она непременно предложит ка кой-нибудь энергичный план действий (в глубине души она и сама смущена произошедшей ошибкой). Как пра вило, в этот план будут входить какие-нибудь дополни тельные занятия, логопед, домашнее выполнение бесчисленных упражнений и т. д.

— Замечательно, Марья Петровна! — дружно восклп цают родители. — Вы просто открыли нам глаза! «Map ксизм не догма, а руководство к действию». Именно таг мы и поступим. Со своей стороны выполним все неукос нительно. Как только что-нибудь начнет получаться, вы нам непременно сообщите. Плюс дополнительные рекомендации. Ждем с нетерпением. Но раз уж он у нас такой «тормоз» (предварительно неплохо «стрясти» с невропатолога диагноз «гиподинамический синдром»), нельзя ли ему иногда дописывать контрольные на переменке или после уроков? И что-то еще делать дома, чтобы были хоронше оценки? Он ведь, знаете, умеет сам работать с книгами. Даже любит это. Искать там что-то, выписывать...

Трудно представить себе Марью Петровну, которая в данном контексте не пошла бы навстречу родительской

сьбе (подкрепленной рекомендациями психолога и не-ропатолога).

v Дальше начинается самый трудный этапработа

самим ребенком. Общий девиз этой работымакси-

ьная искренность. Почему? Потому что гиподинами-

!вский ребенок, в отличие от гипердинамического, скло-

н долго и вдумчиво анализировать и «пережевывать»

се, что ему сказали. Следовательно, любую фальшь

любую недоговоренность он рано или поздно раскусит.

естественно, истолкует вовсе не в свою пользу (опять

;е в отличие от гипердинамического ребенка, который

Клонен попросту «закрывать глаза» на все нынешние

грядущие неприятности).

Для начала родители сообщают ребенку приблизи-

льно следующее:

— Ты с трудом успеваешь в школе. У всех возникли мнения в твоих способностях. Мы посетили специали-а-психолога (невропатолога). Специалист наши сомне-;ия развеял. Он исследовал твои способности и возмож-сти и сказал (впрочем, ты и сам это слышал), что ты — бсолютно нормальный и даже неглупый ребенок. Просто обенности твоей нервной системы таковы, что на усво-ние материала тебе нужно чуть больше времени, чем угим детям. Такова твоя особенность. В этом нет ничего рашного или стыдного. Есть люди с плохим зрением, оторые для того, чтобы нормально ориентироваться пространстве, должны носить очки. Есть люди, которые;е могут есть те или иные продукты, потому что это уг-жает их жизни из-за аллергии. Есть дети, которые из-особенностей своей нервной системы совершенно не:огут усидеть на месте. У них тоже бывают проблемы с певаемостью. Ты такой, какой ты есть, и именно таким Ьш тебя и принимаем. Из этого и будем исходить в дальнейшем. Раз тебе нужно больше времени, значит, это Следует как-то организовать. Мы поговорили с Марьей ^Петровной, она готова пойти нам навстречу и разрешить f ебе дописывать классные работы на перемене. Кроме

того, она будет задавать тебе на дом творческие работы В течение четверти ты, никуда не торопясь, сделаешь и и, естественно, получишь хорошие оценки. В результат итоговые оценки окажутся вполне удовлетворительными

Ребенок, который сам тяжело переживает происходя щее, с удовольствием соглашается с данным планом и приступает к его исполнению. Так как интеллект рс бенка действительно нормален, то первые результаты m заставят себя долго ждать.

Здесь наступает второй этап адаптации. Ребенку го ворят:

— Очевидно, что в твоей учебе наступили позитивньк перемены. Однако останавливаться на этом нельзя. Те перь настало время для попытки более полноценной ин теграции (помним, что гиподинамические дети любят, когда с ними умно и по-взрослому разговаривают). Возможно, сначала тебе нужно получше подготовить какие-то темы и вызваться их отвечать. Мы понимаем, что это для тебя трудно, но если ты будешь эти темы хорошо знать, то все получится. Для начала можно подготовить вот это правило, которое задано на завтра.

— А если меня не спросят? — интересуется обычно ребенок.

— Скорее всего, спросят. Марья Петровна привыкла к тому, что ты никогда руку не поднимаешь. Увидев обратное, она удивится и, вероятно, захочет убедиться в том, что ей это не померещилось. А не спросит — ничего страшного. В следующий раз мы подготовим что-нибудь другое. Рано или поздно — непременно спросят.

На следующий день надо обязательно поинтересоваться у ребенка, как все прошло. Даже если его не спросили, все равно отметьте, что поднятая для ответа рука — это уже его большая победа.

При необходимости можно еще раз переговорить с учительницей (у нее же, кроме вашего, еще тридцать человек со своими проблемами) и оповестить ее о наступлении следующего этапа работы.

К Далее — вперед, маленькими шагами, не форсируя, ПО и не давая ребенку отступить и спрятаться (при лю-Шой неудаче — а они непременно случатся — он будет ■Стремиться сделать именно это).

Г ВАРИАНТ 2. Ребенок с самого начала абсолютно безразличен к занятиям в школе. Ни двойки, ни совместные рнаезды» учительницы и родителей не только не приводят 1|Ш к каким результатам, но, по-видимому, даже не затрагивают ребенка. Он как будто вообще не понимает, чего от И1его хотят. В тетрадках — абсолютный, тотальный беспо-|рядок, домашние задания выполняются только в том слу-рчае, если родитель, ни на секунду не отвлекаясь, стоит за шшной ребенка. На сакраментальный вопрос: [Г — Ну неужели тебе не стыдно будет завтра сдавать [ такую тетрадь?! — Ребенок пожимает плечами и отрица-г тельно качает головой.

| При малейшем перерыве в «тормошении» ребенок 1 уползает в свой угол и там с явным удовольствием пре-I дается любимым занятиям: собирает модели из конст-груктора, листает книги, катает машинки, строит что-то [из кубиков.

[ В подобном случае также необходим визит к психоло-[ Гу и невропатологу. Первый изучает школьную зрелость |ребенка (как правило, ее уровень оказывается весьма | Низким), а второй — исследует неврологический статус |(как правило, именно здесь и ставится диагноз: ММД, raft подинамический синдром). Довольно часто психолог ре-I Комендует родителям забрать ребенка из школы и отправить в детский сад «на дозревание» (подобный уровень ^Проблем обычно присутствует у «домашних» гиподина-[ Мических детей, «садиковские» дети чаще всего уже до-Р статочно инициированы). Невропатолог может прописать Г Курс медикаментозного лечения для стимуляции мозго-| вой деятельности.

[ Однако «дозревание» гиподинамического ребенка не j произойдет само собой. Весь этот год родители должны \ неустанно стимулировать познавательную активность

ребенка, внедрять в его сознание мысль о том, что iu следующий год он опять пойдет в школу, и вот тогда-т< > он будет делать то-то и то-то, и все у него получится,;» вот сейчас надо сделать это и еще вот это. Гиподинами ческим детям обязательно нужны ежедневные и регулярные занятия. Иногда, если родители категорически ни выдерживают «тормозности» собственного ребенка, имеет смысл нанять преподавателя, который за деньги будет индивидуально заниматься с вашим ребенком, развивать его. Любая «обучалка» для гиподинамического ребенка, увы, малоэффективна, так как он всегда найдет способ отсидеться в укромном углу.

Надо отметить, что в процессе дальнейшего школьного обучения учебные проблемы гиподинамических детей практически не эволюционируют. И во втором, и в седьмом классе гиподинамический ребенок с трудом успевает списать с доски или законспектировать материал со слов учителя. И в первом, и в шестом классе родители слышат на собрании, что Ваня мог бы неплохо учиться, если бы не «отключался» на уроке и не «витал в облаках». И в первом, и в восьмом классе у Вани плохой почерк и множество орфографических ошибок, он плохо читает вслух и избегает развернутых устных ответов.

Зато в средней школе у гиподинамического ребенка часто появляются один-два любимых предмета. Обычно это труд и что-то еще. Если ребенок любит читать (а с ги-подинамическими детьми это случается куда чаще, чем с гипердикамическими), то любимым предметом может стать история, география и даже литература (при этом все проблемы с русским языком, как правило, остаются).

Иногда в средней школе вдруг обнаруживаются способности к физике, химии, математике или черчению (помним, что слабость вербального интеллекта часто компенсируется развитием невербального). Здесь очень многое зависит от учителя. Если учитель принял, «разглядел» гиподинамического ребенка, то тот наизнанку вывернется, лишь бы угодить, не разочаровать, порадовать.

И дополнительную литературу почитает, и творческую работу подготовит на удивление глубокую, и отвечать на уроке будет толково и подробно, несмотря на аллергию к публичным выступлениям.

В этом и сила и слабость гиподинамических детей: они очень глубоко откликаются на любой приязненный жест в их адрес, и любые дружеские (а впоследствии и любовные) отношения склонны рассматривать как дружбу (любовь) «до гроба». Обычную детскую изменчивость в отношениях (сегодня я дружу со Славой, а завтра — с Петей или Васей) они воспринимают как предательство. Сами на подобную «измену» категорически неспособны, и если дружат, то склонны прощать и идти на компромиссы до бесконечности. Именно из-за этого родители гиподинамических детей часто жалуются на то, что более подвижные сверстники попросту «используют» их. Гиподинамических детей подобные тонкости не слишком волнуют. Используют — и ладно. Идея «служения» (кому-нибудь или чему-нибудь) для гиподинамических детей вовсе не пустой звук. Они прекрасные слушатели и непревзойденные «жилетки». Чем старше становятся дети, тем более востребованы в детском социуме эти качества. С гиподинамическими детьми не очень весело и интересно, зато спокойно и наделено. Поэтому что бы ни думали родители о качестве этой дружбы, но у гиподинамических детей (в отличие от гипердинамических) почти всегда есть друзья, которые, «побегав» на стороне, неизбежно возвращаются к верному гиподинамическому другу, готовому простить и принять. И родителям не стоит особенно «просвещать» детей на предмет качества и мотивации этих отношений. Гиподинамический ребенок от дружбы и друга все равно не откажется, ко червь сомнения будет неустанно глодать его нежную и чувствительную душу {помните все время: гиподипамические дети внутри«белые и пушистые», их очень легко поранить, а душевный иммунитет у них слабенький, самооценка низкая, и любая рана заживает, о-очень долго!).

Гиподинамические дети любят служить — вот в чем штука. Именно в этом они видят чуть ли не основное свое жизненное предназначение. Впоследствии именно гипо-динамический «тюфяк» и «тормоз» будет верно служить науке в полуразвалившемся проектном институте, именно он никогда не предаст никому уже не понятную «Родину», именно он в двадцатый раз примет и простит неверную стерву-возлюбленную, которая для него навсегда останется блоковской Прекрасной Дамой. Напрямую, в лоб развеивать их иллюзии — дело безнадежное и категорически неблагодарное. Вы потеряете их доверие, вас начнут избегать — вот и все. Вам, родителям, это надо? Так что если отношения не угрожают жизни и здоровью вашего ребенка — оставьте эти отношения в покое. Вместо этого постарайтесь сами дружить со своим ребенком. Если получится, то вернее и преданнее друга у вас никогда не было и не будет — честное слово.

Дружить с гиподинамическим ребенком очень легко. Нужно только заранее настроить себя, заранее смириться с его «тормозностью» и молчаливостью. А дальше все пойдет как по маслу. Со временем вы заметите, что ребенок не только прекрасный слушатель. Его нечастые реплики, как правило, продумываются долго и глубоко и поэтому иногда весьма оригинальны. Его отношение к миру — смесь светлой наивности и глубокого драматизма, возникающего от одиночества, — в чем-то очень привлекательно. Его трогательные и неуклюжие попытки радовать окружающих с годами становятся все более совершенными и личностно ориентированными. Впоследствии именно с гиподинамическим ребенком (подростком) сверстники будут советоваться о том, что подарить тому или иному приятелю, матери, учителю. Здесь все дело в том, что гиподинами-ческий ребенок молчит, но — знает. Из-за того, что в этой жизни он с самого начала обречен на роль наблюдателя, с годами он становится наблюдателем очень опытным. Он плохо учится, никогда не станет «душой

компании», но он очень много знает об окружающих его людях. Бесполезно скрывать от гиподинамического ребенка ваши семейные тайны и неурядицы. Он знает о них буквально с первых лет жизни. Бесполезно изображать радость и веселье, когда вам плохо. Ребенок читает ваше настроение куда лучше, чем рассказы в учебнике по чтению. Гиподинамическому ребенку можно рассказать все, что угодно — доверенная ему тайна умрет вместе с ним. Все вышеизложенное — безусловные достоинства гиподинамического школьника. Но он, увы, о них даже не догадывается. Он по-прежнему считает себя глупым, неуклюжим «тормозом», никому не нужным, неинтересным и потому — трагически, навсегда одиноким. Поэтому у родителей гиподинамического школьника, в сущности, есть только четыре воспитательные задачи.

1. Принять гиподинамического ребенка таким, какой он есть, и сообщить ему об этом принятии.

— Все люди разные. У всех свои достоинства и недостатки. Ты — такой. Мы и любим тебя именно таким. Потому что если бы ты вдруг стал другим — к примеру, болтливым и шустрым, — то это уже был бы не ты, а какой-то другой человек. А нам другого не нужно. Нам нужен именно ты.

2. Сообщите ребенку о его достоинствах (см. выше). Проиллюстрируйте сказанное на примерах из жизни. Регулярно подтверждайте сказанное (у гиподинамических детей очень низкая самооценка, и они легко впадают в отчаяние от любой неудачи, хотя снаружи этого может быть совершенно не видно).

3. После окончания начальной школы постарайтесь интегрировать гиподинамического ребенка в какое-нибудь детское сообщество «по рштересам». Сам ребенок никуда не пойдет. Его надо долго и тщательно уговаривать, подбирать аргументы. Зато если все прошло удачно и ребенок прижился в юннатском клубе или в кружке плетения из бисера, то его душа прочно поселилась

там, и вы практически обезопасили себя и ребенка от пункта четыре.

4. В подростковом возрасте надо стараться сохранить хотя бы минимум открытости в отношениях. Никогда вслух не осуждайте контакты ребенка (подростка), но внимательно отслеживайте их. Гиподинамические дети — наивны и привязчивы. Их социальный риск значительно меньше, чем у гипердинамических подростков. Для криминала они слишком малоподвижны, но иногда их используют «втемную». К тому же если ребенок не «принят» в семье и коллективе сверстников, то весьма велик риск ранней алкоголизации и наркозависимости. Гиподинамические дети не бойцы, об этом следует помнить, когда возникает соблазн призвать ребенка «отстаивать свои интересы», «не идти на поводу» и т. д. Лучше побудьте немного его ангелом-хранителем. К счастью, за гиподинамическими детьми, в отличие от гипердинамических, вполне возможно и — при наличии доброй воли — очень легко «уследить». Главное — это сохранение контакта.

ГЛАВА 3

Чем может помочь специалист и как его выбрать

Синдром дефицита внимания (в гипо- и гипердинамическом его вариантах) — это песня, из которой слова не выкинешь в течение многих (иногда десяти и более) лет. Нельзя сразу взять и вылечить его, или взять — и прекратить. Нельзя также перескочить через какой-то этап реабилитации и сразу перейти к следующему. Компенсаторные и восстановительные процессы в нервной системе, увы, протекают медленно, Поэтому после установления диагноза родители должны настраивать себя на долгую позиционную войну с проявлениями синдрома. Причем надо заранее учитывать, что в этой войне, кроме побед, будут и проигранные сражения, и сдача уже завоеванных позиций, и труднозаживающие раны. Самая главная задача родителей — сделать ребенка своим союзником в этой войне. Вы вместе с ребенком воюете против синдрома. И никак иначе. Это надо все время помнить. Если этогс не учитывать, то обстоятельства могут сложиться так, что вы начнете воевать против ребенка. И тогда победивших не будет.

Понятно, что чем больше народу воюет на какой-то стороне, тем быстрее и надежнее на эту сторону придет победа. Поэтому следующая задача родителей — поиск союзников. Ими могут стать братья и сестры ребенка с синдромом, бабушка и дедушка, учительница и руководитель кружка, впоследствии — друзья самого ребенка.

Наличие этих союзников существенно повышает шансы ребенка на полноценную реабилитацию и компенсацию синдрома.

Однако семье, в которой растет ребенок с синдромом дефицита внимания, необходим и еще один союзник — эксперт по синдрому. Необходимость его присутствия в жизни семьи обосновывается обычно следующими соображениями:

1) проявления синдрома выглядят по-разному в зависимости от возраста ребенка, его соматического статуса и индивидуальных психологических особенностей. Иногда только специалист может опознать их и привязать к общей неврологической картине;

2) родителям психологически очень тяжело годами бороться с синдромом, практически не получая поддержки от окружающего мира (помним, что школа, как правило, принимает наш синдром за невоспитанность или слабоумие). Специалист, знающий ребенка и его семью, всегда готов выслушать родителей и оказать им необходимую поддержку;

3) на протяжении развития и компенсации синдрома иногда следует менять тактику и стратегию поведения близких ребенку людей. Специалист может посоветовать родителям, как сделать это вовремя и психологически грамотно;

4) во время возникновения кризисных ситуаций в школе, в семье, коллективе сверстников бывает необходимо срочное обращение к специалисту, чтобы смягчить негативные последствия влияния всего вышеперечисленного на нервную систему ребенка. Лучше, если это будет специалист, знающий семью, которому не надо долго объяснять всю предысторию и который сразу начнет действовать «по теме»;

5) из-за низкой самооценки дети с синдромом дефицита внимания с трудом идут на глубокий и доверительный контакт с любым, даже самым опытным специалистом, если он им незнаком. (Гиподинамические дети в этой

ситуации обычно замыкаются в себе, а гипердинамические — болтают чепуху или попросту врут.) Если ребенок знает врача или психолога много лет и между ними состоялся контакт, то ребенок будет говорить свободно и доверительно. Понятно, что в таком случае помочь ребенку (и особенно подростку) будет гораздо легче;

6) если родители после установления диагноза наблюдаются у большого числа разных специалистов, то мнения этих специалистов относительно состояния ребенка, прогноза имеющихся нарушений и необходимой ребенку схемы лечения могут разойтись если не на 180, то уж на 150 градусов точно (помним: синдром дефицитагвнима-ния — это не соматическая болезнь, это — состояние, и подход к его преодолению может быть различным. Так что дело здесь вовсе не в низкой квалификации задействованных врачей). И что тогда делать родителям? Кому верить? Что предпринять?

Итак, одним из союзников семьи в борьбе с синдромом дефицита внимания должен быть специалист. Желательно, чтобы семью длительно наблюдал один и тот же специалист. Где же его взять и как выбрать?

Компетентными людьми в вопросах синдрома дефицита внимания являются врачи-невропатологи, врачи-психоневрологи, детские и возрастные психологи и психотерапевты. Психиатры тоже осведомлены, но, как правило, в неосложненных случаях синдрома вмешательство психиатра не требуется.

Кого же предпочесть?

Невропатолог — это в первую очередь все-таки врач. Он ставит диагнозы, лечит, прописывает лекарства и процедуры. Время на прием одного пациента у обычного невропатолога — 10—15 минут. Частный, платный невропатолог, разумеется, уделит вам больше времени, но и его рекомендации будут естественным образом тяготеть к лекарственной терапии. Кроме того, попросту бесполезно ждать от невропатолога каких-нибудь психолого-педагогических советов. «Старайтесь, чтобы он поменьше

волновался», «Если не справляется с программой, подумайте о домашнем обучении», «Не волнуйтесь, со временем это должно компенсироваться» — вот, пожалуй, и все, на что вы можете рассчитывать. Контакт с невропатологом, безусловно, необходим любой семье с ребенком, имеющим неврологическое заболевание. Но это именно лечебный контакт. А ведь ребенка с синдромом надо не только лечить, но и воспитывать, обучать, в конце концов, просто жить с ним рядом...

Врачи-психоневрологи — довольно экзотические птицы в наших краях. В идеале они как раз то, что вам нужно. С одной стороны — врач, который может и поставить диагноз, и назначить лечение. С другой стороны — учет психологического фактора. У вас в поликлинике есть психоневролог, к которому в любое время можно попасть на прием? Вот и у нас — нет! И в соседней поликлинике — тоже. А в той, что через два квартала через проспект — есть, только принимает он раз в две недели по предварительной записи. И кажется, небесплатно.

Далее — детские или возрастные психологи. Персонажи, которые еще лет десять назад тоже были очень экзотичны, встречались редко, и абсолютное большинство населения путало их с психиатрами. Однако с каждым годом психологов становится все больше и больше. Они есть уже в каждой школе и даже в большинстве детских садов. Так что найти психолога сейчас — без проблем. Правда, вам нужен не простой психолог, а медицинский. Такие обычно встречаются в поликлиниках, в медико-педагогических центрах, в районных психологических консультациях и подобных местах. Психолог не ставит диагнозов, и не прописывает таблеток. Но зато у него целый час на прием одного пациента. И именно с ним вы можете сколько угодно говорить именно о воспитании, а не о лечении вашего ребенка.

И наконец, детский психотерапевт. Задача глубинной психотерапии — изменить человека, сделать его более гармоничным и адекватным. Благородная, светлая задача.

Но в нашем случае — не очень выполнимая. Как изменить ребенка? А синдром куда? Нервная-то система поражена — от этого никуда не денешься. А менять характер? На характер-то обычно родители и сами дети не Жалуются. Жалуются как раз на проявления синдрома. Исключением может стать та самая бихевиоральная те-фапия, о которой говорилось в 6-й главе первой части ^данной книги. Если вам удастся отыскать психолога-.бихевиориста — можете попробовать. Зарубежные психотерапевты пишут: иногда (довольно часто) помогает. Только вот про отечественных специалистов по бихеви-оральной терапии я, к сожалению, не слышала. Может, мне просто не посчастливилось.

Итак, если вам повезло отыскать в границах доступности врача-психоневролога (или у вас много денег, и вы можете регулярно посещать коммерческую клинику, где таковые врачи, несомненно, встречаются) — ваше счастье. Нет — придется обойтись медицинским или возрастным психологом.

Запишитесь на прием и приходите «просто поговорить». Желательно, чтобы на первый прием явилась вся семья. Сообщите специалисту о том, что вас тревожит. Лучше для начала не показывать карточек и иных медицинских документов (хотя иметь их при себе нужно обязательно). Пусть специалист сам составит представление о вашей семье и ваших проблемах. Если вам сразу пропишут курс из трех сильнодействующих лекарств, курс остеопатии за три тысячи рублей, лечебную гимнастику, электрофорез и томографию головного мозга — задумайтесь. Если посоветуют пить на ночь настойку пиона и не волноваться — все, мол, пройдет, тоже задумайтесь.

Истина, согласно ее всегдашним привычкам, лежит где-то посередине. Поэтому оптимальным будет постоянный контакт со специалистом, который не страдает ни излишним оптимизмом, ни излишним пессимизмом. •В первом вы быстро разочаруетесь, а второй будет вас попросту пугать. Жить в напуганном состоянии годами

и постоянно от чего-то лечить ребенка — вовсе не всякие родительские нервы это выдержат. Тем более что лекарства-то от наших синдромов, как мы помним, не существует в принципе.

Очень серьезным моментом в длительных отношениях со специалистом является установление психологического контакта и взаимное доверие друг к другу. Если психолог или врач вас чем-то неосознанно раздражает, если вам все время кажется, что специалист то ли чего-то недоговаривает, то ли и вовсе держит вас за круглую дуру (дурака), не корите себя и не дуйтесь на весь белый сает — поищите лучше другого специалиста. Помните: несмотря на все на свете рекомендации, психологический, а тем более психотерапевтический контакт — вещь сугубо индивидуальная. Даже при встрече с самым авторитетным, самым модным и самым дорогим специалистом вполне может оказаться, что именно вы — не его клиент. Так что не собирайте чужих мнений — ищите своего специалиста сами. «Практика — критерий истины». Очень важно, чтобы выбранный вами специалист понравился ребенку. Иначе собственно семейной работы не получится. Обычно гиподинамические дети предпочитают спокойн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: