Как отличить проявления синдрома от простой избалованности и дурного характера?

Прочитав данную книгу, вы уже неплохо представляете себе, как выглядят проявления вашего синдрома. Если информации недостаточно, проконсультируйтесь со специалистом. Все иное — нарушения формирования характера.

Если ребенок не способен сконцентрироваться на игрушке больше пяти минут, это, скорее всего, проявление синдрома. Если каждый день закатывает истерику у ларька, требуя купить новую игрушку, — это уже нарушение воспитания.

2. Можно ли наказывать гипердинамического ребенка за разбитые чашки, порванные штаны, потерянные вещи и т. д.?

Обязательно выражайте свое недовольство случившимся, говорите о других своих чувствах:

— Я в растерянности. Я просто не представляю, как выкроить деньги на новые кроссовки вместо тех, которые ты потерял...

Прямое наказание вряд ли достигнет своей цели, так как ребенок делает все это вовсе не нарочно. Наоборот, ваше сообщение о чувствах может послужить для него достаточным стимулом, чтобы постараться вести себя аккуратнее. Не забудьте похвалить и поощрить его даже за слабые попытки «напрячься».

За весь этот год ты не потерял ни одних трениро-[ых штанов. Это очень удачно. В прошлом году было rape потери. Пожалуй, на «сэкономленные средства», вполне можем позволить себе приобрести плеер, ко->рый ты хотел. Он все еще тебе нужен?

3. Можно ли подшлепнуть ребенка, если на его про-над уже просто не хватает сил?

Подшлепнуть-то можно (гипердинамические дети |егко привыкают к шлепкам, подзатыльникам и прочим гзическим наказаниям), только отдавайте себе отчет, ч> к воспитанию все это не имеет никакого отношения. [епая ребенка, вы просто даете выход своим собствен-эмоциям. Может быть, есть какой-то другой, более Еструктивный способ? Например, сказать о своих чув-tx, поболтать по телефону с приятельницей, принять [, сходить в магазин или в театр, в конце концов, про-разбить чашку (на ребенка это может произвести:е более сильное впечатление).

4. Что делать, если ребенок агрессивен и колотит ^ех детей в песочнице, в садике и на детской пло-[адке?

Резко и недвусмысленно сообщить ему, что вам, тио вам это не нравится (абсолютно недопустимы за-гения типа: это нехорошо, это нельзя, приличные дети не не делают — и т. д.). Далее в императивной форме го->рите ребенку, что этого не будет. Ребенок, естествен-г, тут же начнет исследовать свежеполученный запрет, ютя всех подвернувшихся детей чем ни попадя. Пос-ге каждой попытки попросту физически изымайте ре-яша из песочницы, сообщайте ему о своем негодовании отправляйтесь гулять в скучное, некрасивое, неинте-жое место, где других детей нет и не предвидится. Покупайте так вплоть до выработки условного рефлекса: гдарил ребенка — ушел домой или в «плохое» место. [роме того, постарайтесь спровоцировать пару ситуаций,

чтобы в ответ на свою агрессию ребенок получил нает<. ящий, достойный отпор (то есть чтобы его попросту пар раз отделали как следует).

5. Что делать, если ребенка все обижают, все отнима ют, а он совершенно не может постоять за себя?

Для начала убедитесь, что ребенок действительно чувствует себя обиженным. Вполне может быть, что ему просто правится все отдавать. Возможно, это его спо соб контакта с другими детьми.

Если же ребенок действительно все время плачет и обижается, то поставьте его перед выбором:

— Я очень расстраиваюсь из-за того, что ты постоян но ревешь и обижаешься. Есть два варианта. Либо ты научишься вести себя как-то по-другому и будешь играть с другими детьми, либо мы просто будем гулять где-нибудь отдельно.

Гиподинамические дети часто выбирают второй вариант. Пока они малы, можно пойти у них на поводу. Впоследствии, по мере взросления, надо регулярно предпринимать попытки интеграции ребенка обратно в общую песочницу или на детской площадке свести его с таким же спокойным, флегматичным малышом для развития социальных навыков.

6. Что делать, если ребенок постоянно сидит перед телевизором как приклеенный и больше совершенно ничем не занимается?

Насильственным путем ограничить просмотр телевизора. Вплоть до удаления телевизора из дома. Лучше всего организовать какие-нибудь внешкольные занятия ребенка — в кружках, клубах, секциях и т. д.

7. Как заставить гиподинамического ребенка гулять на улице?

Купите ему собаку, велосипед или ролики (что попросит).

ЧАСТЬ II

Советы психолога

8. Как вернуть с улицы гипердинамического ребенка?

Попробуйте купить компьютер. Если позволяет состояние вашей нервной системы, поощряйте «тусовки» в вашей квартире. По крайней мере, вы будете знать всех его друзей. Идеальный вариант — спортивная секция с пятью тренировками в неделю и выездом на природу по выходным дням.

9. Что делать, если ребенок начал таскать из дома деньги?

Купите сейф и все деньги семьи держите только там. Раз в неделю, вне зависимости ни от чего, выдавайте ребенку деньги на карманные расходы. Он может делать с ними все, что угодно: угостить друзей кока-колой, купить кассету, каждый день покупать по булочке, копить и т. д. — это не ваше дело. Никогда не требуйте отчета и ничего не советуйте, если вас об этом не попросят. Деньги даются строго на неделю, и никакие дополнительные просьбы не принимаются (если, конечно, речь не идет об учебниках, экскурсиях и тому подобных «официальных» вещах). Вышеописанное — единственная стратегия, которая позволяет блокировать детское воровство. Она вступает в силу после первой кражи. Если вы будете тянуть время, верить обещаниям ребенка, что «это не повторится» и т. д., может оказаться уже поздно. Ребенок украдет еще раз из дома или откуда-нибудь еще.

10. Что делать родителям, если ребенок начал прогуливать школу?

Постараться выяснить причину. Может быть, стойкая неуспеваемость. Тогда нужны дополнительные занятия, репетиторы, повышение самооценки и т. д. Может быть, конфликт с учителем или сверстниками. Тогда нужна ваша помощь, чтобы разобраться. В тяжелых случаях придется переводить в другой класс или другую школу.

ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»

Может быть, просто страсть к бродяжничеству (у гипердинамических детей, увы, встречается). Тогда — строгий учет и контроль. Сублимация в каком-нибудь туристском или скаутском клубе.

11. Что делать, если ребенок по каким-то причинам настроился на приобретение профессии, которая ему явно не подходит?

Это вы думаете, что она ему не подходит. Крайне редко бывает так, чтобы гипердинамический ребенок вознамерился стать бухгалтером, а гиподинамический — эстрадным певцом. Обычно встречается что-то более адекватное (к 15—16 годам современные дети неплохо знают свои личностные особенности). Если вы сомневаетесь, сходите к специалисту по профориентации (встречаются в районных центрах по трудоустройству, на молодежной бирже труда и в других подобных местах). Пусть он протестирует подростка специальной батареей тестов, поговорит с ним, а потом и с вами. Глядишь, все и прояснится.

12. Нужны ли ребенку с синдромом дефицита внимания какие-нибудь занятия с психологом или другим специалистом?

Если есть нарушения в развитии речи, обязательны занятия с логопедом. Для улучшения успеваемости могут помочь специальные упражнения по развитию внимания и концентрации — их могут проводить сами родители, проконсультировавшись предварительно с психологом. Гипердинамическим детям с трудностями в адаптации показаны групповые занятия. В течение их ребенок начинает понимать, как воспринимают его другие люди (дети), учится вести себя более адекватно.

13. Что делать, если ребенок начал курить?

Расскажите ему о том, зачем люди обычно начинают курить (попытка самоутверждения; быть таким, как все,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: