(опросы взрослых — ответы автора)
Вопросы, которые присылали читатели после выхода >рвого издания моей книжки «Дети-„тюфяки" и дети-;атастрофы"», можно разделить на несколько групп.
Первая группа — это вопросы родителей детей-до-
юльников. Чаще всего их интересует подготовка гипер-
шамических детей (ГПАРов) к школе, выбор учителя.
[ногда речь идет об усталости самих родителей, их по-
[тках делать «все, как следует» и о том, как жизнь
иленьких «электровеников» опровергает все их благие
1мерения.
Я постаралась ответить на каждый вопрос. Где-то >просы перекликаются, и мне поневоле приходилось шторяться. Иногда случалось и так, что история од->й семьи являлась фактически ответом на вопрос >угой.
Итак...
'оворят родители, или ГПАРы-дошколышки
; 1. Мой 4-летний сын почти «по всем признакам» гипер-t активный. В садик не ходит, трудно попасть и до- jj: рого. Оставляли с начала с нянями, но ни ту ни дру-k гую надолго не хватило. Вызвали бабушку. Та, конечно, ворчит («Непоседа — сдуреть можно!»), но внук
|
|
ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»
все-таки... Врачи никогда диагноз «гиперактив ность» не ставили — просто, мол, он у вас такоь Что делать?
Ничего такого особенного с четырехлетним ребенком делать не нужно. Только самые обычные и понятньк вещи. Обеспечьте ему максимальную возможность про явления физической активности — ежедневные долгие прогулки, спортивный уголок дома, игры с песком и водой, разрешение прыгать и лазить по мебели, строить «домики» за диваном и т.д. Если есть возможность, походите в какую-нибудь группу, где детей развивают в подвижных играх с правилами. Гимнастика или «веселые эстафеты» подошли бы идеально. Если такой возможности нет, то по выходным родители (понятно, что возложить на бабушку еще и эту обязанность невозможно) могли бы сами устраивать подобные «веселые старты» во дворе или на площадке, привлекая к игре всех имеющихся в наличии детей от трех до десяти лет.
Такие игры решают сразу две проблемы. Первая — ребенок от души набегается во дворе и будет поспокойнее дома. Второе — маленький ШАР обучается подвижным, но структурированным и осмысленным играм (известно, что обычно даже шести-восьмилетние ГПАРы склонны к бесцельной и шумной беготне и с трудом вписываются в игры с правилами).
Да и родителям может оказаться небезынтересно попробовать себя в неожиданной роли организаторов ребячьего досуга. Тем более что делается это не только на радость окрестным ребятишкам, но и в интересах своего собственного чада.
2. У моей младшей дочери диагноз «гиперактивность». В пять лет она научилась читать, но делает это неохотно, глотает буквы, устает, быстро теряет интерес. Будущая учительница, к которой мы ходим на курсы подготовки к школе, посоветовала
|
|
щ
Ж Гиперактивный ребенок во всей своей красе
А—-----------------------------------------------------------------------------------
I дочке читать перед сном 15 минут, «чтобы успо- ■ коиться и хорошие сны увидеть». Учительница ей I очень нравится, и дочка, преодолевая свое нежела- I ние читать, выдерживает, правда 10 минут, не 15. I И знаете, даже засыпает почти сразу. Но спит 1 очень тревожно, во сне всхлипывает, может соско- I нить с кровати и попросить полежать с ней. Morn' жет, отменить эту вечернюю процедуру? Или со г временем все нормализуется: и читать понравит- | €я, и сон наладится?
| Пяти-шестилетние ГПАРы всё охотно делают в игре. |У них игровая, а вовсе не учебная психическая доминан-ГШ, и это правильно и соответствует возрастным потребностям. Ваша девочка еще не ходит в школу, но уже Сумеет читать. Интересно, а чему ее будут учить в первом |классе? Вы думали об этом?
I Насколько я поняла, речь идет об автоматизации на-Ййыка чтения. Превратите ваши вечерние занятия с доч-<иой в игру. Пусть она немножко почитает вам, а потом Отложит книжку и придумает, как будет развиваться эта > 1§стория дальше. Затем разыграйте ее задумку с игрушками. И наконец, сами прочтите ей, что же там случилось на самом деле. Можно нарисовать комикс, в котором будет ее окончание, и сравнить его с книжным. Делайте это регулярно, не считайте минуты, и, уверяю вас, девочка 1С нетерпением будет ждать вечера. В этой увлекательной игре будут решены сразу несколько задач — та самая автоматизация навыка чтения, развитие фантазии и концентрации внимания... А главное — интересное (а не «напряжное», после которого ребенок всхлипывает во сне) времяпрепровождение с любимой мамой!
3. Хочу поделиться опытом. Лучше гиперактивный ребенок, чем компьютерный зомби. Когда мы решили нашего сына (тогда ему было 5 и 9, теперь почти 7) посадить за компьютер (чтобы отдохнуть