Изменение линии времени

То, что мы называем «памятью», описывается как набор различных функций мозга. На нервном уровне существует различие между процедурной памятью (например, умение кататься на велосипеде), которая хранится в подкорковых структурах и хвостатом ядре, и семантической памятью, которая хранится в коре головного мозга. Эти два типа, в свою очередь, отличаются от эпизодической памяти — воспоминаний о событиях, которые проходят перед взором, подобно кадрам из фильма. Эпизоды отдельных событий кодируются гиппокам-пом и сохраняются в слоях коры больших полушарий мозга (Carter, 1998). Некоторые из этих эпизодических воспоминаний связаны с травматическими расстройствами и, таким образом, хранятся в нейронных сетях, которые имеют слабые связи со всем мозгом.

Мозг запоминает последовательность тех или иных «эпизодов», и в НЛП это называют «линией времени». Линия времени — это пространственная метафора, в которой события располагаются сознанием вдоль линии, один конец которой ведет в прошлое, а другой — в будущее. Примеры такой ментальной организации событий проявляются в повседневной речи. Например, когда мы говорим: «Я собираюсь оставить весь этот опыт позади меня» или «Я с нетерпением буду ждать встречи с тобой». Этот набор субмодальных различий времени был впервые описан Коннирой и Стивом Андреас (Connirae & Steve Andreas, 1987). С тех пор в НЛП были разработаны и другие методы работы с кодированием памяти. Они включают «реимпритинг», «изменение личностной истории» (Dilts, Hallbom & Smith, 1990) и «психотерапию на линии времени» (James & Woodsmall, 1988). Подобно интеграции частей, эти техники оказывают значительный эффект на физическое здоровье. Они имеют тенденцию рассматривать травма-

тические события прошлого из новой временной перспективы, при использовании эмоциональных ресурсов из других сфер личной жизни.

В Дании было проведено исследование (май 1993-май 1994 гг.) лечения астмы с помощью психотерапии на линии времени. Результаты были представлены на нескольких европейских конференциях, включая Конференцию Датского аллергического общества (август 1994 г.), Конференцию Европейского общества респираторных заболеваний (Ницца, Франция, август 1994 г.). Исследования проводили Йорген Лунд, врач общего профиля, и мастер НЛП Ханна Лунд из Хернинга, Дания. Пациенты были отобраны из восьми врачебных групп. Тридцать человек были включены в группу вмешательств НЛП, 16 составили контрольную группу. Все они лечились традиционно, принимая медикаменты. Большинство пациентов никогда не слышали о НЛП, многие не верили в него или боялись его. Уровень их мотивации был очень низким. Экспериментальной группе в первый день рассказали об НЛП и психотерапии на линии времени, а затем применили вмешательства НЛП в течение 3-36 часов (в среднем 13). Акцент был сделан не на самом заболевании, а на деталях их повседневной жизни. Результаты сказались как на стиле жизни этих людей, так и на состоянии их здоровья. Пациенты рассказывали о своих изменениях, употребляя субъективные характеристики: они «стали более открытыми», обрели «колоссальную силу и уверенность в себе», «начали новую жизнь» и т. п.

В среднем емкость легких взрослого астматика уменьшается на 50 мл в год. Это произошло с контрольной группой, а в группе НЛП емкость легких увеличилась в среднем на 200 мл (как будто болезнь отступила назад на 4 года!). Дневные показатели пика объемной скорости выдоха (показателя нестабильности функции легких) начались с 30-40%. В контрольной группе они понизились до 25%, а в группе НЛП — до 10%. Расстройства сна в контрольной группе вначале отмечались у 70% испытуемых и затем понизились до 30%. В группе НЛП они составили вначале 50% и понизились до нуля. Применение ингаляторов и быстродействующих препаратов упало почти до нуля. Ханна Лунд считает, что значение этого проекта выходит за рамки лечения только астмы. Она пишет: «Мы считаем, что принципы такого интегративного подхода имеют большую ценность в лечении пациентов с любыми другими заболеваниями. Следующим нашим шагом будет обучение этой модели медицинских специалистов» (Lund, 1995).

Изменение линии времени 77

Психотерапия на линии времени: случай из практики

Марго Хэмблетт описывает, как она применяла психотерапию на линии времени.

«Когда ко мне обратилась Дженни, она испытывала физическую и душевную боль. Она рассказала, что всю свою жизнь была очень болезненной, постоянно болела гриппом, ее мучили мигрени и т. п. Дженни постоянно находилась в депрессии. У нее был мужчина, с которым она не была счастлива, и ничего хорошего от жизни она не ожидала. В возрасте семи лет она в первый раз подверглась сексуальному насилию, и подобный опыт не раз случался в ее взрослой жизни. Она часто размышляла об этом, и каждый раз чувствовала боль внутри. Она хотела избавиться от этого.

Для начала я проверила местоположение ее линии времени. У Дженни прошлое находилось позади нее, а будущее — впереди. Линия будущего была короткой: она не могла представить, что произойдет через год.

Затем я спросила ее бессознательное, когда начали откладываться ее "болезненные" воспоминания на линии времени. Было очень важным не брать в расчет семилетний возраст, о котором помнит ее сознательное. Процесс психотерапии на линии времени требует ответа на следующие вопросы: "В чем причина проблемы? Каким было первое событие? Когда произошло отсоединение? Исчезнет ли причина проблемы? Было ли это до, во время или после вашего рождения?" Это послужило подсказкой для ее бессознательного. При ответе на эти вопросы Дженни учитывала ощущение подлинности.

— После, — сказала она.

— Прекрасно. Сколько вам было лет?

— Два года.

— Хорошо. Я хочу поблагодарить ваше бессознательное за помощь.

Обнаружив время возникновения "причины", Дженни расслабилась и закрыла глаза. В качестве следующего шага Дженни нужно было воспарить в воздухе над своим телом так, чтобы она оказалась над своей линией времени. Оттуда я попросила бессознательное Дженни вернуться назад по линии времени в то место, где происходило событие, когда ей было два года. Я сказала ей, что бессознательное знает, куда перенести ее, и попросила ее доверять ему.

Когда она оказалась над событием, я предложила: "Когда вы смотрите на это событие сверху, вы видите там эмоции независимо от того, хранит ли ваше сознание память об этом. Там есть для вас нечто

полезное. Я хочу, чтобы вы сохранили все те полезные знания, которые вам нужно извлечь из этого события. Сохраните их в том особом месте, где вы храните такие знания".

Обратите внимание, что Дженни нет необходимости понимать, как ее бессознательное делает все это. Ей нужно только исполнять и представлять это себе. Как только она почувствовала, что все полезные знания были сохранены, я добавила:

— А теперь, вернитесь назад по своей линии времени за 15 минут до того, как произошло это событие, и поднимитесь еще выше. Оттуда, с большой высоты, повернитесь и посмотрите, какие огромные поля времени простираются к настоящему. По мере того как вы смотрите высоко из прошлого в настоящее, отвечайте на вопрос: где теперь эмоции, связанные с тем событием?

Дженни была изумлена:

— Я не знаю. Они исчезли!

Так было в сотнях случаев с тех пор, как Тэд Джеймс обучил меня психотерапии на линии времени. Находясь высоко и позади события, имея в перспективе все, что произошло с тех пор, и сохранив извлеченные знания, бессознательное просто отпускает чувства.

— А теперь, — продолжала я, — представьте себе неиссякаемый источник любви и исцеления над вашей головой. Позвольте этому источнику излиться и исцелить ваше сердце и вашу память о прежних событиях. Продолжайте направлять исцеляющие потоки на то событие, пока оно не заполнится светом.

Она кивнула, сказав:

— Все.

— Очень хорошо. Теперь я хочу, чтобы вы "вплыли" в этот момент прошлого на линии времени и обратили внимание на то, что оно эмоционально уравновешено. Оставайтесь там столько, сколько нужно, пока не убедитесь, что все хорошо.

Это очень важная проверка. Если Дженни почувствует, что испытывает прежние неприятные чувства, то ей нужно будет вернуться назад и более полно очистить эмоции. У нее получилось, и она улыбнулась.

— Сейчас снова воспарите над своей линией времени. Вернитесь назад в свое прошлое. Когда вы это сделаете, то обнаружите, что все другие события дают такое же ощущение покоя и равновесия, что и первое: полезные уроки сохранены, чувства отпущены, по мере того, как вы смотрите сверху и вперед, все события вплоть до настоящего времени точно так же наполняются исцеляющим светом.

Изменение линии времени 79

Через пару минут Дженни удалось снова воспарить над настоящим. Перед тем как она вернулась в настоящее, она заглянула в будущее и замерла от изумления.

— Вот это да! Передо мной расстилается мое будущее, и оно наполнено светом, — восхищенно произнесла она.

И это было первое изменение из многих других. Через пару недель она заявила, что, просыпаясь утром, с нетерпением ожидает, что принесет этот день. Ей нравились ее взаимоотношения с домашними. Ее тело было здоровым. Она возобновила отношения со старыми друзьями и стала посещать разные курсы, чтобы овладеть новыми умениями. Когда она вспоминала о событиях, которые ранее приносили ей душевную боль, она говорила: "Ну и что?"»

Изменение линии времени в других моделях психотерапии

Вся психотерапия нацелена на перекодирование специфических воспоминаний, которые ассоциируются с жизненными проблемами. В 1895 г. Зигмунд Фрейд опубликовал «основополагающий документ» западной психиатрии — «Очерки по истерии». В этой работе он докладывает о своем открытии, суть которого заключается в том, что причиной психиатрических проблем являются психологические травмы в детстве. Он говорит: «Довольно часто именно какое-то событие в детские годы формирует более или менее серьезный симптом, который сохраняется на протяжении последующих лет..... Только под гипнозом эти воспоминания о событии всплывают во всей своей ясности и полноте» (Freud & Breuer, 1974). Фрейд подчеркивает, что память о событиях пациента «выстроена в линейной последовательности (подобно папке с документами, пакету и т. п.)» (Freud & Breuer, 1974). Свою задачу Фрейд видит в том, чтобы исследовать эту папку и «изменять не прошлое, а реакцию пациента на него. Человек все еще может сожалеть о прошлом, но оно не должно приносить мучений. Они могут трансформировать истерическое страдание в обычную печаль» (Freud & Breuer, 1974).

Карл Юнг настаивал на том, что простого исследования прошлого бывает недостаточно, чтобы оказать благотворное влияние на человеческую жизнь. Он поясняет: «Воспоминания прошлого и воссоздание архетипических способов психического поведения могут расширить горизонты и сознание при условии, что удастся ассимилировать и интегрировать в сознательной сфере потерянное и заново обретенное содержание» (Jung, 1976). Последователи юнгианского анализа

узнали бы в психотерапии на линии времени ритуал такой интеграции, метафорический путь, аналогичный внутреннему пути шамана (Grof, 1998).

Транзактный анализ начинается с понимания состояний Родителя и Ребенка, которые были сформированы впечатлениями и опытом детства. Проводя процедуру «принятия нового решения», психотерапевт ТА подводит личность к тому, чтобы «заново войти в контакт с теми чувствами Ребенка, которые он испытывал, принимая решение, завершить дело тем, что, выражая те же самые чувства, заменить ранее принятое решение более подходящим новым решением. Это может осуществляться либо фантазированием, либо "возвращением раннего события", при котором клиент вызывает в памяти раннее травматическое событие и переживает его заново» (Stewart & Joines, 1987). Этот процесс строится на ранее разработанном вмешательстве ТА, когда Ребенку дается «разрешение» получать удовольствие от жизни и принимать хорошие решения. Это имеет явную параллель с процессом психотерапии на линии времени.

Одним из самых важных принципов гештальт-терапии является перемещение фокуса на «сейчас». Означает ли это, что события на линии времени не имеют к этому отношения? Вовсе нет. Это означает, что, так же как и в НЛП, события рассматриваются с различных временных перспектив по отношению к настоящему. И в НЛП, и в гештальт-терапии считается, что прошлое не решить посредством разглядывания его с позиций «настоящего». Нужно изменить нашу точку зрения. Фриц Перлз объясняет это так: «Было бы неточно сказать, что отсутствует интерес к историческому материалу или прошлому. С этим материалом люди как раз обращаются очень аккуратно, когда в нем ощущается уместность относительно важных характерных черт существующей структуры личности. Однако самое эффективное средство интеграции в личности прошлого материала — внести его в настоящее в наиболее полном виде... в виде фантазии и разыграть драму в терминах настоящего» (Levitsky & Perls, 1982). Этот путь взаимодействия с прошлым очень близок к психодраме; он предоставляет возможность введения дополнительной реальности (создание альтернативных историй развития события, а также рассмотрение события с недоступных в то время перспектив; Biatner, 1988). В таких техниках НЛП, как психотерапия на линии времени и реим-принтинг, заложен именно этот принцип. В райхианской психотерапии есть очень похожий прием работы с прошлым, при котором акцент делается как на физиологическом выражении прошлых собы-

Изменение линии времени 81

тий, так и на необходимости решать сегодняшние проблемы (Lowen, 1972).

В своем недирективном подходе к психотерапии Карл Роджерс не просит клиентов напрямую войти заново в прошлый опыт. Однако он признает важность этого опыта у всех клиентов. Он пишет: «Похоже, во всех случаях проблема одна и та же. Это проблема касается ассимиляции отвергнутого опыта в реорганизованное "я"» (Rogers, 1973). Это происходит, как отмечает Роджерс, преимущественно потому, что психотерапевт помогает клиенту произвести ревизию своего опыта в свете «спокойного принятия этих переживаний самим психотерапевтом» (Rogers, 1973). Это придает опыту новое значение.

В работе Милтона Эриксона мы встречаемся с понятием повторного возвращения воспоминаний и приведеним их к логическому завершению в истории с «февральским» человеком (Erickson & Rossi, 1989). В ходе гипнотических сеансов Джейн рассказала, что в детство была лишена родительской любви. По ее словам, она боялась, что не сможет стать хорошей матерью. Каждый раз, возвращая ее назад в детство во время транса, Эриксон «навещал» ее каждый февраль, принося с собой любовь и поддержку, в которых она так нуждалась, и тем самым осуществляя рефрейминг ее детского опыта. Например, он говорил ей, что «набивать шишки» или терпеть неудачу — очень болезненный опыт. «Может, когда-нибудь тебе придется говорить с какой-нибудь маленькой девочкой по такому же поводу. Для этого тебе самой нужно будет знать, что это такое. Правда?» (Erickson & Rossi, 1989). Он так объясняет Эрнесту Росси этот процесс: «На самом деле вы не изменяете реальный опыт, вы только меняете его восприятие, и это становится памятью восприятия» (Erickson & Rossi, 1989). У Джейн останутся воспоминания о моменте этой детской «боли» как о том, что поможет стать хорошей матерью.

Эриксонианский гипноз отдаленно напоминает подход когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ). Работа с прошлым посредством техники «воображения» в КПТ (Layden et al., 1993) соответствует как эриксонианскому гипнозу, так и психотерапии на линии времени. Мэри Энн Лейден и ее коллеги описывают этот процесс воображения как дающий возможность исследовать «происшествия, имеющие критическое значение» прошлого, и изменить саморазрушающиеся интерпретации этих событий. После непродолжительного процесса релаксации (которую Эриксон и практики НЛП называют наведением транса) когнитивный психотерапевт подводит человек к вспоминанию первого проблемного опыта и всех связанных с ним чувств.

Когда клиенты вспоминают это время, их просят описать его, выяснить, какие уроки они извлекли из него в то время, и заново решить для себя, что же по-настоящему важное можно извлечь для себя из этого опыта. Затем их просят добавить к этому опыту все то, что подсказало им воображение, чтобы излечить свою память. Например, вызвать образ человека, который поддержал их и успокоил, или представить, что они применили какое-то свое новое умение, приобретенное впоследствии, чтобы более адекватно отреагировать на тот опыт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: