Провести метаразличия

Каждый из нас когда-то грезил и летал в своих фантазиях. Когда мы общаемся с другими или выполняем поставленные перед нами задачи, нам обычно удается выделить потоки таких мыслей и остановить их. Для этого необходимо применить одну из форм метаосозна-ния, которую развивают тренинги НЛП (осознание своих внутренних стратегий и использованных субмодальностей). Исследования в области когнитивной психологии также подтверждают это. За десять сеансов или менее клиенты с диагнозом «шизофрения» обучаются распознанию и прерыванию происходящих с ними когнитивных искажений (обмана чувств и галлюцинаций). Такое обучение метаосо-знанию часто называют «когнитивной репетицией» (Perris, 1989). Ее осуществление вскрывает стратегию порождения галлюцинаций (Perris, 1989). Например, слуховым галлюцинациям предшествует ориентированная на ожидание «установка слушателя». Клиенты усиливают субмодальности своего внутреннего голоса до тех пор, пока тот не появляется. Как только они осознают такую стратегию, они легко могут быть обучены снижать его объем и силу или выключать его. Этому можно обучать во время психотерапевтической сессии, пока клиент не станет достаточно искусным в прерывании своей старой стратегии.

Работая со своим юным клиентом-шизофреником по имени Энди, Ричард Бэндлер (Bandler, 1988) заставляет его поэкспериментировать с субмодальностью «Мэри», злобной личностью, которую Энди слышит и видит перед собой в стрессовых ситуациях. Бэндлер заставляет Энди произвести сдвиг визуальной позиции Мэри, поместить ее на экран и уничтожить этот экран или, другими словами, изменить субмодальности.

В своей книге «Время для перемен» Бэндлер описывает, как Мил-тон Эриксон обучал клиентку с диагнозом «шизофрения» проводить метаразличия между реальным и нереальным (Bandler, 1993). Жен-

щина вместе с ее психиатром предприняла двухчасовое воздушное путешествие в Феникс, чтобы встретиться с Эриксоном. Однако, когда Эриксон сказал ей: «Вы вышли из своего дома, проехались в зеленом вагоне и смотрели на деревенские поля. Сколько времени заняло это путешествие?» — она ответила: «Двадцать шесть часов». Это выявило ее неспособность проводить различие между теми образами, которые она создала во время рассказа Эриксона, и теми, которые она видела, когда припоминала реальные события. Эриксон попросил ее психиатра воспроизвести в памяти три реально существующие вещи, потом «войти» в них и придумать три события. Затем Эриксон спросил, как он определяет различие между ними. Психотерапевт сказал: «реальные события кажутся квадратными, а другие, нереальные, — смутные, прозрачные и не имеют формы».

Эриксон переключился на женщину. Он обернулся к ней и стал давать ей инструкции по воспроизведению дорожных событий. Затем он велел ей вставить их в квадратные рамки. После этого он стал рассказывать ей о нереальных событиях и попросил ее сделать их расплывчатыми, прозрачными и без определенной формы. Фактически он инструктировал ее бессознательную сферу таким образом начать сортировку всех событий. Теперь делают, как правило, квадратные телевизоры, и я рекомендую вам убеждаться каждый раз, что у вас есть другие способы сортировки реального и нереального.

Стандартные техники НЛП могут применяться для изменения субмодальных различий еще одним способом. Одного нашего пациента очень беспокоил пронзительно кричащий (галлюцинаторный) голос его отца, который втолковывал ему, насколько он плохой. После того, как несколько раз был произведен слуховой взмах (голос отца удалялся и замирал, в то время как его собственный, поддерживающий и дружелюбный приходил с той же стороны), клиент сообщил, что у него пропало чувство подавленности (у него был двойной диагноз: «шизофрения» и «депрессия»). Этот случай делает очевидным тот факт, что человек с шизофреническим стилем мышления способен также пользоваться стратегиями, порождающими депрессию и тревогу. Прочтите предыдущие главы и составьте себе представление о том, как можно лечить эти проблемы отдельно друг от друга. Мы часто обнаруживаем, что после решения проблемы тревоги симптомы шизофрении таинственным образом исчезают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: