По своей инициативе, если состояние здоровья работника не позволяет ему выполнять свои трудовые обязанности

За время прохождения медицинского осмотра за работниками сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

«Положение о медицинском осмотре работников определенных категорий» утверждено Министерством здравоохранения Украины 31.03.94 г. приказом №45. К этому положению прилагается перечень профессий, работники которых подлежат медицинскому осмотру.

Территориальные санэпидстанции могут расширять этот перечень, если условия работы требуют этого.

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Статья 43 [2]. Штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, использующим в соответствии с законодательством наемный труд, должностным лицам и работникам

За нарушение законодательства об охране труда, невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда юридические и физические лица, использующие, в соответствии с законодательством наемный труд, привлекаются органами государственного надзора за охраной труда к уплате штрафа в порядке, установленном законом.

Максимальный размер штрафа не может превышать пяти процентов месячного фонда заработной платы юридического либо физического лица, использующего в соответствии с законодательством наемный труд.

Неуплата юридическими либо физическими лицами, использующими в соответствии с законодательством наемный труд, штрафа влечет за собой начисление на сумму штрафа пени в размере двух процентов за каждый день просрочки.

Статья 44 [2]. Ответственность за нарушение требований об охране труда

За нарушение законов и иных нормативно-правовых актов об охране труда, создание препятствий в деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда, а также представителей профсоюзов, их организаций и объединений виновные лица привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности согласно закону.

КЗоТ Украины установлены такие дисциплинарные взыскания: выговор, увольнение с работы. Законодательством, уставами и положениями о дисциплине, которые действуют в некоторых отраслях народного хозяйства, могут быть предусмотрены для отдельных категорий и иные дисциплинарные взыскания.

Право накладывать дисциплинарные взыскания на работников имеет орган, который пользуется правом приема на работу (избранием, назначением на должность, утверждением в должности) этого работника.

На работников, несущих дисциплинарную ответственность по уставам и положениям и иным актам законодательства о дисциплине, дисциплинарные взыскания могут накладываться также органами, вышестоящими над органами, уполномоченными принимать на работу.

К работникам, занимающим выборные должности, такая мера дисциплинарного взыскания, как увольнение с работы может быть применена только по решению органа, их избравшего, и только на основаниях, предусмотренных законодательством.

Дисциплинарные взыскания на работника за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда, создание препятствий для деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда и представителей профессиональных союзов может быть наложено по инициативе органов, осуществляющих государственный и общественный контроль за охраной труда.

Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда и его должностные лица (государственные инспекторы) имеют право посылать собственникам, руководителям предприятий, учреждений и организаций представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности для принятия мер.

Профсоюзный орган, подписавший коллективный договор, имеет право требовать от собственника или уполномоченного им органа расторжения трудового договора (контракта) с руководящим работником либо устранения его с занимаемой должности, если он нарушает законодательство о труде и не выполняет обязательств по коллективному договору. Требование профсоюзного органа может быть обжаловано работником, собственником или уполномоченным им органом в вышестоящем профсоюзном органе или в суде (ст. 45 КЗоТ Украины).

Профессиональные союзы имеют право по последствиям проверки соблюдения требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда вносить собственникам или уполномоченным им органам, а также государственным органам управления представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ. В представлении может быть поставлен вопрос и о привлечении виновных работников к ответственности, в том числе дисциплинарной.

Административная ответственность наступает за какие-либо посягательства на общие условия труда, кроме случаев, когда, с одной стороны, такие нарушения не влекут за собой уголовной ответственности, с другой стороны – если отсутствуют основания для освобождения от административной ответственности за правонарушение или отсутствуют обстоятельства, которые исключают административную ответственность.

Административной ответственности подлежат лица, достигшие на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривает следуюдщую административную ответственность за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда:

Статья 93

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда влечет наложение штрафа на работников от двух до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, граждан – владельцев предприятий и уполномоченных ими лиц – от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Статья 41-2

Нарушение или не исполнение обязательств по коллективному договору, соглашению лицами, представляющими владельцев или уполномоченные ими органы либо профсоюзы или другие уполномоченные трудовым коллективом органы, или представителями трудовых коллективов – влечет наложение штрафа от пятидесяти до ста необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда предусмотрена статьями 271, 272 УК Украины.

Статья 271. Нарушение требований законодательства об охране труда

Нарушение требований законодательных и иных нормативно-правовых актов об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином - субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью потерпевшего, -

наказывается штрафом от ста до двухсот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок.

То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, -

наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до семи лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.

Статья 272. Нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью

Нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью на производстве или любом предприятии лицом, которое обязано их соблюдать, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступление иных тяжких последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего

наказывается штрафом от ста до двухсот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, -

Наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до восьми лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Привлечение работника к криминальной, административной и дисциплинарной ответственности за действия, которыми причинен ущерб, не освобождает его от материальной ответственности.

Законодательство предусматривает разные виды материальной ответственности в зависимости от того, есть ли в действиях работника, которыми нарушены правила охраны труда, признаки уголовного преступления или нет. При наличии в его действиях признаков преступления на работника может быть возложена полная материальная ответственность, а при отсутствии таких признаков на работника возлагается ограниченная ответственность в пределах его среднего месячного заработка.

В то же время по правилам Уголовного кодекса Украины и Гражданского кодекса Украины работник освобождается как от уголовной, так и от материальной ответственности, если им причинен ущерб в состоянии крайней необходимости или же в состоянии необходимой обороны.

Таким образом, прежде, чем определиться в виде и пределах материальной ответственности, следует установить, есть ли в действиях работника, которыми причинен ущерб. признаки уголовного преступления, или же он действовал в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны.

Общими основаниями возложения материальной ответственности на работника являются наличие прямого действительного ущерба, вина работника (в форме умысла или неосторожности), противоправные действия (бездействие) работника, а также наличие причинной связи между виновными и противоправными действиями (бездействием) работника и причиненным ущербом. На работника может быть возложена материальная ответственность при наличии всех перечисленных условий; отсутствие хотя бы одного из них исключает материальную ответственность работника.

Нормативно правовые акты по охране труда [2, 11]

Статья 27 [2]. Документы, относящиеся к нормативно-правовым актам по охране труда

Нормативно-правовые акты по охране труда - это правила, нормы, регламенты, положения, стандарты, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения.

Статья 28 [2]. Разработка, принятие и отмена нормативно-правовых актов по охране труда

Разработка и принятие новых, пересмотр и отмена действующих нормативно-правовых актов по охране труда проводятся специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда при участии профессиональных союзов и Фонда социального страхования от несчастных случаев и по согласованию с органами государственного надзора за охраной труда.

Санитарные правила и нормы утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Нормативно-правовые акты по охране труда пересматриваются по мере внедрения достижений науки и техники, способствующих улучшению безопасности, гигиены труда и производственной среды, но не реже одного раза в десять лет.

Стандарты, технические условия и другие документы на средства труда и технологические процессы должны включать требования по охране труда и согласовываться с органами государственного надзора за охраной труда.

Статья 29 [2]. Временное приостановление действия нормативно-правовых актов по охране труда

В случае невозможности полного устранение опасных и вредных для здоровья условий труда работодатель обязан уведомить об этом соответствующий орган государственного надзора за охраной труда. Он может обратиться в указанный органа с ходатайством об установлении необходимого срока для выполнения мероприятий по приведению условий труда на конкретном производств либо рабочем месте к нормативным требованиям.

Соответствующий орган государственного надзора за охраной труда рассматривает ходатайство работодателя, проводит в случае необходимости экспертизу запланированных мероприятий, определяет их достаточность и при наличии оснований может, в порядке исключения, принять решение об установлении иного срока применения требований нормативных актов по охране труда.

Работодатель обязан незамедлительно сообщить заинтересованным работникам о решении указанного органа государственного надзора за охраной труда.

Статья 30 [2]. Распространение действия нормативно-правовых актов по охране труда на сферу трудового и профессионального обучения

Нормативно-правовые акты по охране труда обязательны для выполнения в производственных мастерских, лабораториях, цехах, на участках и в других местах трудового и профессионального обучения, обустроенных в любых учебных заведениях.

Оорганизация охраны труда на указанных объектах, а также порядок расследования и учета несчастных случаев с учащимися и студентами во время трудового и профессионального обучения в учебных заведениях определяются центральным органом исполнительной власти в области образования и науки по согласованию с соответствующим профсоюзным органом.

К учащимся и студентам, проходящим трудовое и профессиональное обучение (производственную практику) на предприятиях под руководством их персонала, применяется законодательство об охране труда в таком же порядке, что и к работникам предприятия.

Нормативно-правовые акты по охране труда (Нормативно-правові акти з охорони праці - НПАОП) - это правила, нормы, регламенты, положения, стандарты, инструкции и другие документы, обязательные для выполнения. Нормативно-правовые акты по охране труда регламентируют требования безопасности к производственному оборудованию и орудиям труда, требования к производственной среде, трудовому процессу, средствам защиты работающих, порядку ведения работ и др., а также конкретизируют и уточняют положения законодательных актов по вопросам охраны труда.

В 2003 году был создан реестр НПАОП - банк данных, который составляется и ведется с целью обеспечения единого учета и формирования соответствующего информационного фонда этих актов. После разработки и введения в действие нормативно-правовых актов по охране труда (НПАОП) в новой редакции Закона Украины «Об охране труда» термин«нормативно-правовые акты по охране труда» (НПАОП) заменил термин «государственные нормативе акты по охране труда» (ДНАОП).

Включение в Реестр НПАОП подлежат нормативно-правовые акты по охране труда, которые утверждаются Госнадзорохрантруда Украины, и нормативно-правовые акты бывшего СССР по вопросам охраны труда, которые действуют на территории Украины соответственно постановления Верховной Рады Украины от 12.09.91 г. № 1545 «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР».

Государственные, отраслевые стандарты по вопросам охраны труда регистрируются в порядке, установленном Госстандартом Украины. Эти нормативные документы могут включаться в Реестр НПАОП

Согласно Приказу Госнадзорохрантруда Украины №151 от 08.06.2004 г., внедрено кодирование нормативно-правовых актов по охране труда (НПАОП). Кодирование НПАОП осуществляется с целью систематизации учета этих документов, создания необходимых условий для эффективного хранения и использования информации об этих нормативно-правовых актах, удобствах их обработки с использованием компьютерной техники. Структура обозначения следующая (рис. 1.1):


НПАОП ХХ. Х - Х.ХХ - XX  
год утверждения
  порядковый номер в пределах данного вида
  вид нормативно-правового акта
сокращенное название НПАОП
  вид экономической деятельности

Рис. 1.1. Структура обозначения (кодирования) НПАОП

Порядковый номер в пределах вида определяется согласно данным реестра. Виды НПАОП (в унифицированной форме для одинакового применения) имеют такое цифровое обозначение:

правила - 1; перечни - 2; нормы - 3; положения - 4; инструкции - 5; порядки - 6; другие - 7.

Вид экономической деятельности (группа, класс) устанавливается соответственно ДК 009-96 (код КВЕД). Если нормативно-правовой акт распространяется на все или несколько видов экономической деятельности, отмечается код 0.00.

Коды некоторых видов экономической деятельности:

Ø охота - 01.0

Ø добыча нефти и газа -11.1

Ø производство канцелярских приборов и электронно-вычислительных машин - 30.0

Ø химическое производство - 24.0

Ø производство одежды из текстиля - 18.2.

Кроме НПАОП требования относительно охраны труда устанавливаются следующими документами: Государственными стандартами Украины по вопросам охраны труда (ДСТУ), Государственными санитарными правилами и нормами (ДСанПіН), Государственными санитарными нормами (ДСН), Государственными строительными нормами (ДБН), Правилами устройства электроустановок (ПУЕ), Нормами радиационной безопасности Украины (НРБУ) и др.

К моменту перехода на украинские нормативные акты об охране труда, которые утверждаются органами государственного надзора Украины действующими в Украине остаются правила, стандарты, нормы, положения, инструкции и другие нормативные материалы, которые утверждались министерствами и другими уполномоченными на то государственными органами управления бывшего СССР, если они не вступают в противоречие с действующим законодательством Украины.

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области охраны труда, заключенному 9 декабря 1994 года руководителями правительств государств СНГ стандарты Системы стандартов безопасности труда (ССБТ) в дальнейшем признаются Украиной как межгосударственные стандарты по согласованному перечню, который пересматривается по мере необходимости с учетом национального законодательства государств СНГ и результатов общей работы, направленной на усовершенствование Системы стандартов безопасности труда.

Финансирование охраны труда

Статья 19 [2]. Финансирование охраны труда осуществляется работодателем.

Финансирование профилактических мероприятий по охране труда, выполнение общегосударственной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, других государственных программ, направленных на предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, предусматривается, наряду с другими источниками финансирования, определенными законодательством, в государственном и местных бюджетах, выделяемых отдельной строкой.

Для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, которые используют наемный труд, расходы на охрану труда составляют не менее 0,5 процента от суммы реализованной продукции.

На предприятиях, содержащихся за счет бюджета, затраты на охрану труда предусматриваются в государственном или местных бюджетах и составляют не менее 0,2 процента от фонда оплаты труда.

Суммы расходов по охране труда, относящихся к валовым расходам юридического или физического лица, использующего в соответствии с законодательством наемный труд, определяются согласно перечню мероприятий и средств по охране труда, утверждаемому Кабинетом Министров Украины.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: