Теория вербальной инспирации и библейская критика

Мы уже касались этой темы, однако теперь, после раздельного рассмотрения библейской критики и теологии инспирации и авторитета Библии, нам необходимо вновь к ней вернуться. Мы видели различные предположения и предпосылки, нередко встречающиеся в библейской критике, а также убедились, что основной предпосылкой самой Библии является живой Бог. Мы отмечали, что значительная часть библейской критики по своей природе является всего лишь гипотетическим умозрением, сводящимся к достижению высокого уровня вероятности. Мы подчеркивали также, что согласно основным утверждениям Библии Бог предстает в ней как Бог действующий и говорящий и что сама Библия вдохновлена живым Богом.

Признать, что та или иная книга Библии богодухновенна, еще не значит определить, как или когда она была написана. Это признание не исключает возможности использования различных источников, а также вероятности позднейшего редактирования. Богодухновенность означает, что Бог участвовал в появлении книги на свет, однако не указывает, как это происходило. Теория диктовки исключает из этого процесса всякий человеческий элемент и тем самым фактически упраздняет возможность критики. Однако согласно библейскому взгляду на богодухновенность Бог прибегает к помощи людей, используя их разум.

Иногда, по-видимому, нелегко признать, что Бог, используя бренных и грешных людей, создал Библию, на вербальном уровне проникнутую Его Духом. В. Х. Бенэйбл проводит интересное сравнение с теорией информации, показывая, что полная последовательность информативного ряда обеспечивает точный прием информации из самых отдаленных пространств; таким образом, несмотря на видимые погрешности точность передачи все-таки имеет место. Эта иллюстрация может быть принята во внимание.

Серьезный конфликт между библейской критикой и теорией вербальной инспирации возможен только в том случае, если первая прибегает к нехристианским и небиблейским предположениям или использует не-состоятельные методы исследования, а вторая страдает небиблейской косностью. В принципе, для конфликта нет никаких оснований. Все это, конечно, может показаться смехотворным упрощением истинного положения вещей, однако не мешает вспомнить, что критика не может дать полного ответа на все проблемы библеистики, что исследователи спорят друг с другом, теории меняются по самым разным причинам, а некоторые из них (несмотря на то, что принадлежат весьма серьезным ученым) в действительности неприемлемы, поскольку неприемлемы их исходные предпосылки. С уверенностью можно сказать, что никакие подлинно “выверенные результаты” библейской критики не могут поставить под сомнение богодухновенность и авторитет Библии. Ранее мы подчеркивали, что в случае возникновения кажущегося конфликта необходимо исследовать основу каждого из якобы противоречащих друг другу фактов или теорий. Поэтому студенту, приступающему к религиозным исследованиям, необходимо изучить исходные точки, служащие основанием для признания богодухновенности Библии и ее авторитета, прочитав, по меньшей мере, какую-то вводную литературу по этой теме, поскольку эта глава представляет собой всего лишь весьма краткий очерк. Принимая во внимание всю крепость данных оснований, лучше отказаться от торопливого решения, нежели капитулировать перед возникшими трудностями. Не стоит отказываться ни от билейской критики, ни от учения вербальной инспирации. Не оставляя своих критических исследований, христианин, однако, может использовать Библию как Слово Божие и, читая ее, встречаться с Самим живым Богом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: