В отдельные возрастные периоды

Возрастные периоды развития ребенка   Особенности развития движений
1 – 2 месяца В 2 – 3 недели ребенок начинает реагировать на свет, в 1 – 1,5 месяца держит голову. Постепенно развивается координационное движение рук.
3 – 4 месяца Самостоятельно поворачивается со спины на бок, сидит при поддержке за руки, при поддержке за подмышки держится на ногах. С 3 – 3,5 месяцев совершенствуются координационные движения рук (ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяло, пеленку, действует игрушками). Формируются целенаправленные движения рук.
4 – 5 месяцев Развивается координация мышц спины, что вначале проявляется в переворачивании со спины на живот. В 5 месяцев протягивает руки, хватает игрушки и предметы, сидит при поддержке за одну руку.
6 – 7 месяцев В 6 месяцев начинает сидеть самостоятельно, что свидетельствует о координации движений мышц ног, переворачивается с живота на спину, лежа на животе может приподнимать туловище, переступает при поддержке за подмышки. В 7 месяцев стоит при поддержке за обе руки.
7 – 8 месяцев Сидит без опоры, встает на колени, приподнимается на четвереньки, начинает ползать с перекрестным движением рук и ног, переступает при поддержке за обе руки.
8 – 9 месяцев Садится из положения лежа и ложится из положения сидя, встает на ноги, стоит при поддержке за одну руку, переступает, держась руками за неподвижную опору, влезает на четвереньках на лесенку.
10 – 11 месяцев Стоит без опоры, ходит за движущимися предметами, ходит при поддержке за одну руку, иногда делает самостоятельные шаги, перелезает через бревно на четвереньках.
12 месяцев Самостоятельно стоит без опоры, приседает и выпрямляется, влезает на стремянку (1 м), делает первые самостоятельные шаги.
12 – 15 месяцев Ходит самостоятельно. Заползает вверх по лестнице. Неуклюже бросает предметы. Берет и бросает большие игрушки.
15 – 18 месяцев Ходит боком и задом наперед. Взбирается и спускается по лестнице с помощью взрослых. Бросает мяч на 1 – 1,5 метра.
18 – 21 месяц Сам поднимается и спускается по лестнице, держась за перила, наступая на ступеньки одной и той же ногой; затем приставляя другую.
21 – 24 месяца Пинает ногой большой мяч. Легко наклоняется, чтобы поднять предмет
24 – 30 месяцев Недолго стоит и балансирует на одной ноге без посторонней помощи. Стоит на цыпочках. Чередует ноги, поднимаясь и спускаясь по лестнице. Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали.
2 – 3 года Ходит, широко расставляя ноги и раскачиваясь из стороны в сторону. Может карабкаться вверх, толкать и тянуть, бегать, крепко держаться за опору.
3 – 4 года При ходьбе и беге ставит ноги ближе, чем раньше, и лучше удерживает равновесие. Передвигается более плавно и ровно.

В процессе домашнего физического воспитания родителям совместно с детьми необходимо решать следующие задачи:

1. Развитие речи посредством движения, т.е. при проведении занятий необходимо:

- совмещать звук и движения;

- проводить звукоподражание (например: показать, как ходит и разговаривает кошка);

- придавать звуковую окраску движениям (например: идущему по лестнице ребенку Тиме сказать: «Тима идет по лестнице»);

- использовать ролевые двигательные игры со звуковым выражением;

- осуществлять ритмизацию двигательной деятельности (совмещение звука, ритма и движения);

- включать в гимнастику дыхательные упражнения. Дыхание - составная часть звукообразования;

- включать в гимнастику упражнения для формирования мелкой моторики.

2. Формирование в процессе двигательного развития (воспитания) пространственных и временных представлений:

- дальше - ближе; выше — ниже; слева - справа;

- больше - меньше; много - мало;

- быстро - медленно; часто – редко и т.д.

3. Изучение в процессе предметной деятельности на занятиях различных физических свойств материалов (тяжелый - легкий, гладкий - шершавый и т.д.), а также назначения предметов (для чего они применяются и др.).

4. Научение и выполнение социально значимых двигательных актов (протянуть руку, взять кружку, поднести ко рту, переложить игрушки), а не только отдельных движений (сгибание, разгибание в локтевом суставе). Необходимо использовать лечебную силу движений в простом и разнообразном домашнем труде - почистить зубы, застелить постель, помыть посуду, подмести пол. Не отбивать желание у детей что-то делать самим, поощрять их к этому, ни в коем случае не, делать за детей то, что они могут сделать сами.

При проведении занятий соблюдайте гигиенические правила:

1. Желательно проводить занятия с ребенком ежедневно в одни и те же часы бодрствования за 45 - 60 мин до или после приема пищи. Перед проведением гимнастики подготовьте помещение и приготовьтесь к занятиям сами.

2. Хорошо проветрите комнату. Температура воздуха должна быть 20-22°С.

3. Руки тщательно вымойте, ногти коротко остригите: руки должны быть теплыми, сухими и без украшений.

4. Одежда ребенка не должна стеснять движения, должна хорошо впитывать влагу (х/б одежда). По рекомендации врача, при обучении навыкам ходьбы, используйте ортопедическую обувь.

5. Упражнения проводите с ребенком плавно, без усилий.

6. Продолжительность первых занятий должна быть не более 6 - 8 минут. Постепенно время занятий увеличивают до 10 - 15 минут в 5 - 6 месячном возрасте.

7. Во время занятий разговаривайте с ним, добивайтесь его активности, используйте яркие игрушки.

8. Гимнастика должна доставлять ребенку радость, вызывать хорошее настроение.

9. Ничто не должно отвлекать ребенка от занятий.

10. При появлении признаков утомления необходимо уменьшить нагрузку в занятиях.

Признаки утомления: Недовольство ребенка или его возбуждение, ухудшение качества выполняемых упражнений, его вялость, значительное отвлечение от занятий.

11. Если ребенок заболел – занятия надо временно прекратить. При легком недомогании можно уменьшить нагрузку.

Помните, что положительные эмоциональные реакции и двигательная активность ребенка в большей степени зависят от того, как были удовлетворены его органические потребности, еда, сон, выполнены гигиенические процедуры. Даже слегка влажные пеленки, одежда, стесняющая движения, могут быть сверхсильными раздражителями и вызвать отрицательные эмоциональные реакции, следовательно, становятся препятствием комфортных занятий с ребенком.

Двигательное развитие ребенка (онтогенетическое развитие) происходит в несколько этапов: плавание (внутриутробно), ползание, лазание, прямохождение, промежуточными звеньями которых, являются положения тела: лежа, сидя, стоя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: