Красноярск 2012г

Организация повседневной двигательной активности ребенка с ограниченными возможностями

В домашних условиях

Методическое пособие

Красноярск 2012г.

Описание: Методическое пособие подготовлено коллективом отделения диагностики и разработки программ социальной реабилитации МБУ «Городской реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Радуга». Изложенный материал поможет в организации ежедневной двигательной активности ребенка с ограниченными возможностями.

Методическое пособие рекомендуется родителям, специалистам по социальной работе, педагогам, инструкторам ЛФК.

Здоровье ребенка в значительной степени зависит от уровня двигательной активности, т.е. от объема движений, выполняемых ребенком в течение суток в соответствии с его возрастом и полом. Развитие двигательной активности является базой и для дальнейшего психического развития. Для более четкого представления взаимозависимости движения и психики можно привести в качестве примера следующий факт: развитие функций правого полушария (пространственные представления, управление собственным телом, зрительное восприятие, чувственность, ритмы и т.д.) выступает обязательным условием полноценного созревания функций левого полушария (речь, логика, анализ, самоконтроль, анализ, внимание, социальные коммуникации и т.д.).

Развитие двигательной активности и психическое развитие ребенка происходит в несколько этапов. Срок перехода от одного этапа развития к следующему строго ограничен объективными нейробиологическими факторами – возрастом и полом, это необходимо учитывать, требуя от ребенка выполнения той или иной задачи. Если предлагаемая задача опережает психическое развитие ребенка, если она ему не в радость, происходит энергетическое обкрадывание мозга. Так, недоразвитие пространственных представлений может привести в дальнейшем, к неуспеваемости в школе, а раннее обучение - к соматическим заболеваниям.

Важное значение для воспитания двигательной активности детей и подростков имеет развитие физических качеств в сенситивные периоды, т.е. в периоды повышенной чувствительности (восприимчивости) к воздействию тех или иных физических упражнений. В сенситивные периоды развития физических качеств и психомоторных функций необходимо отдавать предпочтение целенаправленным физическим упражнениям. Кроме того, существует свой темп созревания и развития ребенка, обусловленный его индивидуальными особенностями и социальной средой обитания.

Таким образом, при воспитании двигательной активности ребенка посредством физических упражнений необходимо помнить, что поставленные задачи должны быть адекватными не только относительно возраста и пола ребенка, а прежде всего, его индивидуального развития.

Для преодоления двигательных нарушений необходимо соблюдение следующих условий:

1. Как можно раньше, буквально с момента рождения, начать лечебно-восстановительные мероприятия. На ранних этапах развития ребенка (с 1 мес. до 3 лет) ведущую роль отводить коррекции двигательного развития, как определяющего общее развитие ребенка с двигательными нарушениями.

2. Для того чтобы добиться хороших результатов, занятия необходимо проводить регулярно, в течение дня.

4. Родителям - быть терпеливыми, объединиться с близкими людьми, создать в семье атмосферу добра, внимания, теплых человеческих отношений, как бы тяжело порой не было. Ваш ребенок как никто другой нуждается в вашей заботе и ласке!

5. Независимо от возраста ребенка необходимо определить уровень двигательного развития, на котором он остановился. Если ребенок еще не может принять положение на четвереньках и ползать (хотя ему 4 – 5 лет) то именно с этого и необходимо начинать работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: