Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Задание № 1.

1. Используя плакат № 27, муляжи, планшеты, “Атлас нормальной анатомии человека” В.Я.Липченко и др., 1988, с. 309-318, учебники Е.А.Воробьевой и др. “Анатомия и физиология”, 1987, с. 398-419, Л.Ф.Гаврилова и др. “Анатомия”, 1986, с. 345-36О, С.А.Георгиевой и др. “Физиология”, 1986, с. 376-390, “Лекции по анатомии и физиологии С.Д.Барышникова, лекции №№ 51, 52, изучите строение и функции органа зрения. На сагиттальном разрезе глазного яблока найдите и рассмотрите его 3 оболочки:

1) фиброзную, а в ней задний отдел - склеру и передний в форме часового стекла - прозрачную роговицу (сила ее преломления составляет 40 диоптрий);

2) сосудистую, а в ней переднюю часть радужку, среднюю - ресничное тело и заднюю собственно сосудистую оболочку (хориоидею). Радужка в центре имеет круглое отверстие диаметром от 1 до 8 мм - зрачок. В толще ресничного тела имеется аккомодационная мышца, которая при сокращении может через циннову связку влиять на кривизну хрусталика;

3) внутреннюю - сетчатку (ретину). В ней содержится до 10 слоев нервных клеток. Важнейшими из них являются фоторецепторы: палочки

- 130 млн. и колбочки - 7 млн., контактирующие с биолярными нейронами, а те в свою очередь - с ганглиозныими. Отростки последних образуют зрительный нерв.

Далее рассмотрите внутреннее ядро глаза и его светопреломляющие среды: стекловидное тело, хрусталик и водянистую влагу, наполняющую глазные камеры. Водянистая влага передней и задней камер участвует в питании роговицы и поддерживает определенное давление, равное в норме у человека 16-26 мм рт.ст. Через отверстие зрачка обе камеры сообщаются между собой. Хрусталик представляет собой прозрачную двояковыпуклую линзу, состоящую из эпителиальных клеток и их производных - хрусталиковых волокон. По силе преломления он является второй средой (после роговицы) оптической системы глаза (18 диоптрий). Стекловидное тело представляет собой прозрачное желеобразное вещество, по крытое мембраной. Показатель преломления его, как и влаги камер, составляет примерно 1.3.

Зарисуйте в альбомы глазное яблоко в сагиттальном разрезе из рис. 206 на с. 310 “Атласа...“ В.Я.Липченко и др., обозначьте его оболочки и светопреломляющие среды.

Затем на плакате № 27 изучите и рассмотрите вспомогательный аппарат глаза:

1) защитные приспособления: брови, ресницы, веки;

2) слезный аппарат, включающий слезную железу и слезоотводящие пути (слезные канальцы, слезный мешок и носослезный проток);

3) двигательный аппарат, включающий 7 мышц: 4 прямые (верхнюю, нижнюю, латеральную и медиальную), 2 косые (верхнюю и нижнюю) и мышцу, поднимающую верхнее веко. Все они поперечнополосатые, сокращаются произвольно.

2. При изучении функций органа зрения следует учесть, что глаз является рецепторной частью зрительного анализатора, обеспечивающего восприятие и анализ светового излучения окружающей среды и формирующего зрительные излучения и образы. У человека световые колебания в диапазоне длин волн 390-760 им воспринимаются фоторецепторами глаза. Нервное возбуждение через проводящие (промежуточные) пути зрительного анализатора: биполярные, ганглиозные клетки, ядра таламуса, латеральных коленчатых тел или верхних холмиков четверохолмия поступает в высший корковый отдел - затылочную долю большого мозга, где возникает зрительное ощущение. Разберите и зарисуйте в альбомы схему проводящих путей зрительного анализатора (рис. 12.1.-1.).

Далее проследите ход световых лучей через преломляющие среды глаза и запомните, что для хорошего зрения необходимо прежде всего четкое изображение (фокусирование) рассматриваемого предмета на сетчатке. Способность глаза к ясному видению разноудаленных предметов называется аккомодацией. Она осуществляется путем изменения кривизны хрусталика и его преломляющей способности (при сокращении или расслаблении ресничной мышцы). Если главный фокус совпадает с сетчаткой, такая рефракция глаза называется соразмерной - эмметропией. Если главный фокус не совпадает с сетчаткой, то клиническая рефракция несоразмерная - аметропия. Сравните 3 существующие аномалии рефракции глаз: близорукость (миопию), дальнозоркость (гиперметропию), астигматизм и определите, где будет располагаться главный фокус по отношению к сетчатке и какие линзы необходимо использовать для коррекции каждой из этих аномалий.

1-й нейрон Фоторецепторы сетчатки глаза - палочки и колбочки 2-й нейрон Биполярные клетки сетчатки 3-й нейрон Ганглиозные клетки сетчатки
  → → → 4-й нейрон Подушки таламуса Латеральные коленчатые тела   → 5-й нейрон Затылочная доля коры большого мозга   → Эффект Зрительные ощущения и образы  
Верхние холмики четверохолмия Парасимпатическое ядро Глазодвигательного нерва (ядро Н. М. Якубовича) в среднем мозге   →   Сужение зрачка Аккомодация глаза  
    Мотонейроны ядер передних рогов спинного мозга Ориентировочная реакция на свет, внезапные визуальные сигналы  
               

Рис. 12.1.-1. Схема проводящих путей зрительного анализатора.


Затем изучите другие параметры зрительных функций глаза: адаптацию, восприятие цвета и остроту зрения. Адаптацией называется уменьшение чувствительности фоторецепторов глаза к свету. Запомните, что адаптация глаз при выходе из темного помещения на яркий свет (световая адаптация) происходит в среднем за 4-5 минут. Полная адаптация глаз при выходе из светлого помещения в более темное (темновая адаптация) осуществляется в среднем за 40-50 минут. для изучения хода адаптации имеются специальные приборы - адаптометры. Восприятие цвета предметов обеспечивается колбочками. В сумерках, когда функционируют только палочки, цвета не различаются. Врожденное нарушение цветового зрения называется дальтонизмом. Им страдают примерно 8% мужчин и 0.5% женщин. Нарушения цветового зрения устанавливают при помощи общедиагностических полихроматических таблиц Е.Б.Рабкина. Под остротой зрения понимают способность глаза воспринимать раздельно точки, расположенные друг от друга на минимальном расстоянии. За нормальную остроту зрения, равную единице (visus = 1.0), принята обратная величина угла зрения одной угловой минуты (1’). Если это угол будет больше (например, 5’), то острота зрения уменьшается (1/5 = 0.2), а если он меньше (например, 0.5), то острота зрения увеличивается вдвое (visus = 0.2) и т.д. Для исследования остроты зрения в клинической практике широко применяются таблицы Д.А.Сивцева с буквенными оптотипами (специально подобранными знаками - буквами), а также таблицы, составленные из колец Х.Ландольта.

3. При наличии полихроматических таблиц Е.Б.Рабкина исследуйте друг у друга цветовое зрение. В основе построения таблиц лежит принцип уравнения яркости и насыщенности. Таблица содержит набор тестов. Каждая таблица состоит из кружков основного и дополнительного цветов. Из кружков основного цвета разной насыщенности и яркости составлена цифра или фигура, которая легко различима нормальным трихоматом и не видна людьми с расстройством цветоощущения, так как они не могут различать тона и производят уравнение по насыщенности.

Исследования проводятся только при хорошем дневном освещении. Обследуемого усаживают спиной к свету на расстоянии 1 метр от таблиц. Поочередно демонстрируют тесты таблицы и предлагают назвать видимые знаки. Длительность экспозиции каждого рисунка 1-2 с, но не более 10 с. Первые 2 теста правильно читают лица как с нормальным, так и с расстроенным цветоощущением. Они служат для контроля и объяснения обследуемому его задачи. Показания по каждому тесту регистрируют и согласуют с указаниями, имеющимися в приложении к таблицам. Анализ полученных данных позволяет определить диагноз цветовой слепоты или вид и степень цветоаномалии. В соответствии с 3-х компонентной теорией цветового зрения нормальное ощущение цвета называется нормальной трихромазией, а лица, им обладающие, - нормальными трихроматами.

Расстройства цветоощущения могут проявляться либо аномальным восприятием цветов, которое называется цветоаномалией (аномальной трихромазией), либо полным выпадением одного из 3-х компонентов - дихромазией. Аномальное восприятие красного цвета называется протаномалией, зеленого - дейтероаномалией, синего - тританомалией.

После этого исследуйте друг у друга остроту зрения с помощью таблицы Д.А.Сивцева, содержащий 12 рядов специально подобранных буквенных оптотипов. В каждом ряду размеры оптотипов одинаковы, но постепенно уменьшаются от верхнего ряда к нижнему. Слева указано расстояние, с которого детали оптотипов данного ряда видны под углом зрения 1’. Остроту зрения высчитывают по формуле:

visus = d.
D’

где d - наибольшее расстояние, с которого пациент различает знаки;

D - расстояние, с которого детали оптотипа видны под углом зрения 1’ (норма).

Например, обследуемый с расстояния 5 метров читает 1-й ряд. Нормальный глаз различает знаки этого ряда с 50 м. Следовательно,

visus = 5 м. = 0.1
50 м

Острота зрения, соответствующая чтению любой строки с расстояния 5м, представлена в таблице в конце каждого ряда, т.е. справа от оптотипа.

Исследование остроты зрения проводят для каждого глаза отдельно, сначала правого, затем левого. Во время исследования оба глаза должны быть открыты. Глаз, который в данный момент не исследуют, заслоняют без надавливания щитком или ладонью. Не разрешается во время исследования прищуривать глаза. Оптотип показывают хорошо различимой указкой, конец которой располагают точно под экспонируемым знаком. длительность экспозиции каждого знака - не более 3 секунд. Определение остроты зрения начинают с показа оптотипов 10-го ряда, демонстрируя их вразбивку, а не подряд. Это ускоряет исследование и исключает угадывание мелких знаков по сходным очертаниям с более крупными. У людей с пониженным зрением допустимо начинать исследование с крупных знаков, показывая сверху вниз по одному знаку в строке до ряда, где обследуемый ошибается, после чего вразбивку демонстрируют знаки предыдущего ряда. Остроту зрения оценивают по тому ряду, в котором были правильно названы все знаки. Допускается неправильное распознавание одного знака в рядах, соответствующих 0.3-0.6, и двух знаков в рядах, соответствующих 0.7-1.0, но тогда после записи остроты зрения в скобках указывают, что она неполная.

Задание № 2.

1. Используя плакат № 28, муляжи, планшеты и рекомендованную литературу, изучите топографию, строение и функции органа слуха. На плакате, муляжах и планшетах найдите 3 отдела:

1) наружное ухо (ушную раковину и наружный слуховой проход, закрытый барабанной перепонкой);

2) среднее ухо (барабанную полость и слуховую трубу);

3) внутреннее ухо (перепончатый лабиринт, находящийся в костном лабиринте внутри пирамиды височной кости и состоящий из преддверия, полукружных каналов и улитки).

Ушную раковину целесообразно рассмотреть друг у друга, выделив в ней большую хрящевую часть (состоящую из эластического хряща, по крытого кожей) и меньшую с жировой тканью внутри - дольку (мочку) ушной раковины. Затем рассмотрите наружный слуховой проход, состоящий из хрящевой части (одна треть длины) и костной (остальные две трети). Для этого следует оттянуть ушную раковину вверх и назад, чтобы выпрямить проход. Далее на муляже между наружным слуховым проходом, закрытым барабанной перепонкой, и внутренним ухом лабиринтом найдите воздухоносную барабанную полость объемом около 1 см и слуховую (евстахиеву) трубу длиной в среднем 35 мм, шириной около 2 мм. Последняя соединяет среднее ухо с носоглоткой и способствует выравниванию давления воздуха внутри барабанной полости с внешним, что важно для нормальной работы звукопроводящего аппарата (барабанной перепонки и слуховых косточек Обратите особое внимание на медиальную (лабиринтную) стенку барабанной полости, отделяющую эту полость от костного лабиринта внутреннего уха. Найдите в ней 2 окна преддверия и улитки, ведущие в соответствующие отделы костного лабиринта. Окно преддверия закрыло основанием стремени, окно улитки - вторичной барабанной перепонкой. В барабанной полости рассмотрите три слуховые косточки: молоточек, наковальню и стремя, соединенные при помощи суставов подвижно и передающие колебания барабанной перепонки лабиринту через овальное окно преддверия. Движения косточек регулируют и предохраняют от чрезмерных колебаний при сильном звуке две мышцы: мышца, напрягающая барабанную перепонку, и стременная мышца.

После этого на рис. 209. с. 316 “Атласа...“ В.Я.Липченко и др., плакате № 28 и муляжах найдите расположенный в пирамиде височной кости костный лабиринт, состоящий из преддверия, трех полукружных каналов и улитки. Запомните, что внутри костного лабиринта расположен перепончатый лабиринт, который в основном повторяет его очертания. В перепончатом лабиринте выделите сообщающиеся между собой улитковый проток, сферический и эллиптический мешочки и 3 полукружных протока. Улитковый проток занимает среднюю часть костного спирального канала улитки и отделяет нижнюю часть его (барабанную лестницу) от верхней части (лестницы преддверия). Обратите внимание на то, что в области верхушки (купола) улитки обе лестницы сообщаются между собой при помощи отверстия - геликотремы, а в основании улитки барабанная лестница заканчивается у круглого окна, закрытого вторичной барабанной перепонкой. Лестница преддверия сообщается с перилимфатическим пространством преддверия, овальное окно которого закрыто основанием стремени. Внутри улиткового протока на спиральной мембране располагается слуховой спиральный (кортиев) орган. В основе спирального органа лежит базилярная пластинка (мембрана), которая содержит до 23000 тонких коллагеновых волокон (струн), натянутых от края костной пластинки до противоположной стенки спирального канала улитки на протяжении от ее основания до купола и выполняющих роль струн - резонаторов. На базилярной пластинке расположены поддерживающие (опорные) и рецепторные волосковые (сенсорные) клетки, воспринимающие механические колебания эндолимфы улиткового протока и перилимфы, находящейся в лестнице преддверия и в барабанной лестнице.

Зарисуйте в альбомы поперечный разрез улитки из рис. 210 на с. 317 “Атласа...‘ В.Я.Липченко и др., обозначьте лестницу преддверия, барабанную лестницу, улитковый проток и спиральный (кортиев) орган.

2. При изучении функций органа слуха увяжите их с деятельностью слухового анализатора, обеспечивающего восприятие и анализ звуковых раздражителей и формирующего слуховые образы и ощущения. Слуховой анализатор человека воспринимает звуки с частотой их колебаний в 1 с в диапазоне 16-2000 Гц. Звуки речи имеют частоту колебаний в 1 с в пределах 150-2500 Гц. Изучите и проследите физиологические процессы преобразования звуковых колебаний в слуховые ощущения и образы слуховым анализатором. Звуковые колебания улавливаются ушной раковиной и по наружному слуховому проходу передаются барабанной перепонке. Колебания последней передаются цени слуховых косточек среднего уха и через основание стремени - мембране овального окна преддверия и перилимфе лестницы преддверия. В лестнице преддверия эти колебания распространяются в сторону купола улитки, а затем через отверстие улитки (геликотрему) - на перилимфу в барабанной лестнице, закрытой в основании улитки (круглое окно) вторичной барабанной перепонкой. Благодаря эластичности этой перепонки практически несжимаемая жидкость - перилимфа - приходит в движение. Колебания перилимфы в барабанной лестнице передаются базилярной пластинке (мембране), на которой расположен спиральный (кортиев) орган, и эндолимфе в улитковом протоке. Колебания эндолимфы и базилярной пластинки вводят в действие звуковоспринимающий аппарат, рецепторные клетки которого своими волосками касаются покровной мембраны, возбуждаются и трансформируют механические движения в нервные импульсы. Импульсы воспринимаются окончаниями биполярных клеток, тела которых находятся в спиральном узле улитки (улитковом узле), а их аксоны образуют улитковую часть преддверно-улиткового нерва. Второй нейрон располагается в мосту, третий - в медиальном коленчатом теле таламической области и нижних холмиках четверохолмия (подкорковый центр слуха и ориентировочной реакции на звук), четвертый - в височной доле коры большого мозга (извилинах Р.Гешля). Здесь осуществляется высший анализ и синтез нервных импульсов, поступающих из звуковоспринимающего аппарата (корковый центр слухового анализатора).

Разберите и зарисуйте в альбомы схему проводящих путей слухового анализатора (рис. 12.1.-2.).

  1-й нейрон Биполярные нервные клетки спирального узла улитки (кортиева органа)   → 2-й нейрон Нервные клетки слуховых ядер моста   → 3-й нейрон Медиальные коленчатые тела Нижние холмики четверохолмия   →
  → 4-й неирон Верхняя височная извилина коры большого мозга (извилины Р.Гешля)   → Эффект Слуховые ощущения и образы      
Мотонеироны ядер передних рогов спинного мозга Ориентировочная реакция на звук, внезапные звуковые сигналы    

Рис. 12.1-2. Схема проводящих путей слухового анализатора.

Кроме воздушной передачи звука через барабанную перепонку и слуховые косточки, возможна передача его через кости черепа. Если поставить ножку звучащего камертона на темя или сосцевидный отросток, звук будет слышен даже при закрытом слуховом проходе. Звучащее тело вызывает колебания костей черепа, которые вовлекают в колебание слуховой рецепторный аппарат. Однако воздушная проводимость звука выражена лучше, чем костная.

3. Исследуйте друг у друга остроту слуха к речевым сигналам с помощью таблицы В.И.Воячека для исследования слуха речью (см. табл. 12.1.-1.).

Чувствительность уха к речи определяет профессиональную пригодность обследуемого, служит показателем эффективности применяемых методов лечения и является главнейшим критерием для суждения о степени поражения слуха при врачебной экспертизе.

При исследовании слуха речью порог слышимости больного уха определяется максимальным расстоянием между ртом наблюдателя и ухом обследуемого и выражается в линейных единицах расстояния (в метрах). При сравнении этого порога с максимальным расстояниём, на котором воспринимает речь нормально слышащий человек, можно судить об остроте слуха испытуемого.

Для того, чтобы обеспечить постоянство интенсивности речи, исследователь должен произносить все слова по возможности с одинаковой громкостью. Шепотную речь следует произносить после выдоха посредством запасного воздуха легких (резервного объема выдоха). Второе ухо при обследовании плотно закрывается. При этом необходимо определять чувствительность каждого уха к восприятию отдельно для басовых (низко звучащих) и дискантовых (высоко звучащих) слов (см. табл. 12.1.-1.).

Расстояние, на котором нормально слышащий человек воспринимает шепотную речь, равно 5-6 м для басовых и 15-20 м для дискантовых звуков.

Таблица 12.1-1.

Таблица В.И.Воячека для исследования слуха речью

  Басовые слова Дискантовые слова
Вон номер сеча кисть
Вор норд чаша сдача
Мор овин дача сиг
Ром овод чиж ситец
Ворон одно чай сеть
Двор окно свайка чайка
Мимо ровня зайка чашка
мирон роман заказ чтец
много урок закись езда
мороз муром зять яйцо

Задание № 3.

1. Для закрепления знаний по теме: «Орган зрения и слуха» про верьте себя по задачам (тестам) для самоконтроля.

2. Проверьте по тестам 14141426-1486 “Тестовых заданий С.Д.Барышниикова, кроссвордам, морфофункциональным и ситуационным задачам, насколько прочно Вы усвоили материал по строению органа зрения, слуха, функциям этих органов, основным аномалиям рефракции глаза, способам их коррекции, а также схему проводящих путей зрительного и слухового анализаторов.

3. Приготовьтесь к индивидуальному ответу по контрольным вопросам или к другому виду контроля: тестовому, кроссвордам и т.д. (по усмотрению преподавателя).

Контрольные вопросы

1. Что такое анализатор?

2. Основные части анализатора.

3. Внешние и внутренние анализаторы.

4. Виды рецепторов.

5. Составные части глаза.

6. Оболочки глазного яблока.

7. Светопреломляющие среды глаза.

8. Вспомогательный аппарат глаза.

9. Двигательный аппарат глаза.

10. Аккомодация и ее механизм.

11. Аномалии рефракции: миопия, гиперметропия, астигматизм.

12. Проводящие пути зрительного анализатора.

13. Адаптация, восприятие цвета и острота зрения.

14. Определение остроты зрения и цветоощущения.

15. Основные отделы органа слуха.

16. Строение наружного и среднего уха.

17. Строение костного и перепончатого лабиринтов.

18. Строение улитки и спирального органа.

19. Проводящие пути слухового анализатора.

20. Воздушная и костная проводимость.

21. Исследование остроты слуха.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задачи (тесты) для самоконтроля

1. Какая из приведенных схем демонстрирует рефракцию в миопическом глазу?


2. Какая из приведенных схем демонстрирует рефракцию

в гиперметропическом глазу?

3. Каким термином можно обозначить рефракцию глаза, если:

А. Главный фокус совпадает с сетчаткой?

Б. Главный фокус располагается впереди сетчатки?

В. Главный фокус располагается за сетчаткой?

Г. Имеется сочетание в одном глазу различных видов рефракции или различных степеней одного вида рефракции.


4. На какой из приведенных ниже схем острота зрения (visus) равна единице?

5. Как можно назвать аномальное восприятие?

А. Красного цвета

Б. Зеленого цвета

В. Синего цвета

Г. Всех трех цветов одновременно

6. В каких подкорковых образованиях происходит переключение?

1) Афферентных зрительных путей

2) Афферентньтх слуховьтх путей

А. 1) В латеральных коленчатых телах,

нижних холмиках четверохолмия

2) В медиальных коленчатых телах,

нижних холмиках четверохолмия

Б. 1) В латеральных коленчатых телах,

верхних холмиках четверохолмия

2) В медиальных коленчатых телах,

верхних холмяках четверохолмия

В. 1) В медиальных коленчатых телах,

нижних холмиках четверохолмия

2) В латеральных коленчатых телах,

верхних холмиках четверохолмия

Г. 1) В латеральных коленчатых телах,

верхних холмиках четверохолмия

2) В медиальных коленчатых телах,

нижних холмиках четверохолмия


7. На какой из приведенных схем головного мозга человека правильно указана локализация корковых отделов слухового, зрительного и тактильного анализаторов?

8. Какова правильная последовательность явлений, приводящих к формированию слуховых ощущений?

А. Давление воздуха на барабанную перепонку.

Колебание базилярной мембраны.

Передача механических колебаний с помощью слуховых косточек.

Возбуждение волосковых клеток от

соприкосновения с покровной мембраной.

Передача нервных импульсов в кору большого мозга.

Б. Колебание базилярной мембраны.

Давление воздуха на барабанную перепонку.

Передача механических колебаний с помощью слуховых косточек.

Возбуждение волосковых клеток от

соприкосновения с покровной мембраной.

Передача нервных импульсов в кору большого мозга.

В. давление воздуха на барабанную перепонку.

Передача механических колебаний с помощью слуховых косточек.

Колебание базилярной мембраны.

Передача нервных импульсов в кору большого мозга.

Возбуждение волосковых клеток от соприкосновения

с покровной мембраной.

Г. Давление воздуха на барабанную перепонку.

Передача механических колебаний с помощью слуховых косточек.

Колебание базилярной мембраны.

Возбуждение волосковых клеток от соприкосновения

с покровной мембраной.

Передача нервных импульсов в кору большого мозга.


9. Как изменится зрение, если перерезать зрительные пути так,

как указано на схеме?

10. Каким термином можно обозначить?

А. Воспаление роговицы глаза

Б. Гнойное воспаление волосяного мешочка

или сальной железьт у корня ресниц века

В. Воспаление краев век

Г. Заболевание глаз, сопровождающееся повышением

внутриглазного давления (более 26 мм рт.ст.)

Д. Воспаление слезного мешка глаза

Е. Хроническое пролиферативное воспаление хряща века

вокруг сальной железы

Ж. Тяжелое заразное заболевание глаз, поражающее

конъюнктиву, роговицу и ведущее к слепоте

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Эталоны ответов на задания (тесты) для самоконтроля

1. - Г.

2. - В.

3. - А. Соразмерная рефракция - эмметропия

Б. Близорукость - миопия

В. дальнозоркость – гиперметропия

Г. Астигматизм

4. - Б.

5. - А. Протаномалия

Б. Дейтероаномалия

В. Тританомаляя

Г. Аномальная трихромазия

6. - Г.

7. - А.

8. - Г.

9. - Б.

10.- А. Кератит

Б. Ячмень

В. Блефарит

Г. Глаукома

Д. Дакриоцистит

Е. Халазион

Ж Трахома


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: