1. Проверить оснащенность кабинета (класса) необходимыми муляжами, планшетами, плакатами, таблицами Д.А.Сивцева, Е.Б.Рабкина, атласами, учебниками, учебными пособиями, а также наличие у студентов альбомов для записей и зарисовок.
2. Осуществить контроль исходного уровня знаний студентов путем фронтального опроса, решения тестовых заданий, морфофункциональных и ситуационных задач и т.д.
3. Рассказать о строении анализаторов, выделив в них 3 основные части: периферический воспринимающий прибор, содержащей рецепторы; проводящие пути и центры спинного мозга, ствола и промежуточного мозга; высшие корковые центры головного мозга, куда проецируется импульсация.
Продемонстрировать на плакате № 27, муляжах и планшетах составные части органа зрения (глаза): глазное яблоко и вспомогательный аппарат. В глазном яблоке показать: 1) внутреннее ядро (светопреломляющие среды): переднюю и заднюю камеры, хрусталик, стекловидное тело и 2) оболочки глазного яблока: наружную - фиброзную (склеру и роговицу), среднюю - сосудистую (радужку, ресничное тело, собственно сосудистую оболочку - хориоидею), внутреннюю - сетчатку. далее показать вспомогательные органы глазного яблока: брови, ресницы, веки (защитные приспособления), двигательный аппарат (7 мышц) и слезный аппарат. Рассказать об основных аномалиях рефракции: миопии, гиперметропии и астигматизме. Показать таблицы Д.А.Сивцева и Е.Б.Рабкина. Затем охарактеризовать проводящие пути зрительного анализатора.
|
|
После этого продемонстрировать на плакате № 28, муляжах и планшетах составные части органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо (лабиринт). В среднем ухе показать барабанную полость, находящиеся в ней слуховые косточки (молоточек, наковальню, стремя), слуховую (евстахиевую) трубу. Особое внимание следует уделить демонстрации и объяснению строения и функции костного и перепончатого лабиринтов, их делению на: 1) вестибулярный лабиринт (орган равновесия), включающий полукружные каналы, преддверие (мешочек и маточку); 2) улитковый аппарат (орган слуха), имеющий улитку и улитковый проток со спиральным (кортиевым) органом. Затем следует кратко охарактеризовать проводящие пути слухового анализатора.
Дать задание для самостоятельной работы студентов и на самоконтроль (самопроверку).
4. Итоговый контроль по контрольным вопросам, тестовым заданиям, кроссвордам, морфофункциональным и ситуационным задачам (по усмотрению преподавателя).
5. Подведение итогов занятия, оценка достижения поставленной цели, задание на дом.