double arrow

ТРАГИКОМЕДИЯ

3.1. Трагикомическое – эстетическая категория, в основе которой лежит трагикомическое мироощущение, связанное с чувством относительности существующих критериев жизни. Трагикомическое восприятие не признает абсолютного вообще, субъективное в нем может видеться объективным и наоборот; чувство относительности может ограничиваться сомнением или приводить к полному отрицанию обязательных нравственных норм и объективного социального критерия нравственности; переоценка моральных устоев может сводится к неуверенности в их всемогуществе или к окончательному отказу от твердой морали; неясное понимание реальности может вызвать к ней жгучий интерес или полное безразличие, может сказаться меньшей определенностью в отображении закономерностей бытия или равнодушием к ним и даже их отрицанием – вплоть до признания алогичности мира. Будучи двусмысленной и двойственной структурой, трагикомическое вскрывает неспособность человека противостоять достойному противнику.

Трагикомическое возникает всюду, где трагическая судьба проявляет себя в нетрагической форме, где, с одной стороны, есть борющийся человек, который устраняется, с другой – вместо нравственной силы лежит трясина обстоятельств, затягивающая людей, того не заслуживающих.

3.1. Трагикомедия – это смешанный жанр, обладающий признаками, как трагедии, так и комедии, способный соединить возвышенное с гротеском и высветить человеческое существование с помощью резких контрастов.

Трагикомедия несет в себе три основных критерия трагикомического – персонажи, действие и стиль:

a.Серьезное, даже драматическое действие не заканчивается катастрофой, а герой не погибает.

b. Персонажи по своему социальному иерархическому положению относятся ко всем слоям.

c.В стиле смешивается «высокое и низкое», возвышенная и высокопарная речь трагедии и обыденный, «вульгарный» язык комедии; возвышенное с гротеском.

В трагикомедии можно увидеть приключенческие и рыцарские мотивы, встречи, узнавания, квипрокво, любовные похождения. Трагикомедия заботится главным образом о зрелищности, о поразительном, волнующем, вычурном.

3.1.1. Трагикомедия-притча.

3.1.2. Трагикомедия-сказка.

3.1.3. Трагикомедия-парадокс.

3.1.4. Мелодраматическая трагикомедия.

3.1.5. Фантасмагорическая трагикомедия.

3.1.6. Драматическая трагикомедия.

3.1.7. Философская трагикомедия.

3.1.8. Принципиальная трагикомедия.

3.1.9. Исповедальная трагикомедия.

4. ДРАМА.

4.1. Драматизм – эстетическая категория, характеризующая свойство человеческого духа, пробуждаемое ситуациями, когда заветное или насущное для человека остается неосуществленным или под угрозой, т.е. драматизм возникает как «кризисное» состояние героя и всегда порождает противоречия, дает основу драматическому конфликту, это двигатель страстей и поступков, размышлений и созерцаний.

Определяются три основных типа драматизма по принципу – герой должен «пережить драму».

a. Переживая драму, герой как бы переносит тяжелую болезнь, переоценивает свою жизнь (болезнь переоценки ценностей). Если герой сильной воли и духа, он способен побороть мучения, сомнения и страхи, кризис проходит благополучно и герой становится другим, обновленным.

b. Переживая драму, герой гибнет в результате схватки с непреодолимыми препятствиями в повседневности, до конца выполнив свой долг.

c. Герой, в силу стечения обстоятельств, в результате тог, что нарушенные им нормы и обычаи оказались сильнее его воли и его убеждений, оказывается слабее «внешних» сил среды, общества, обстоятельств и он терпит поражение, вызывая при этом сочувствие.

4.2. Драма – это основной и самый распространенный жанр. Современная драма – драма синтеза. Она идет на слияние с любыми межродовыми и межрядовыми элементами эпоса и лирики, комедии и трагедии, при этом образуя и сохраняя единство определенной жанровой структуры. Драма универсальна, подвижна и изменчива, она плод гибридизации.

В драме присутствуют элементы комического и трагического, но они не формируют жанр, а дают краски, тона, разряжают или наполняют действие.

В драме особый ракурс отражения человеческой жизни – раскрывающий «кризисные» состояния персонажа, а значит, и особое внимание уделяется психологии, сознанию и поведению персонажа. В драматической истории персонаж всегда попадает в т.н. «ненормальное положение вещей», т.е. исключительное, требующее от него большой духовной отваги, поисков путей к утверждению своих целей, убеждений, желаний.

Драму 20 века характеризуют: духовность, драматизм, психологизм, философская и социальная глубина конфликта.

4.2.1. Героическая драма.

4.2.2. Народно-героическая драма.

4.2.3. Романтическая драма.

4.2.4. Детективная драма.

4.2.5. Документальная драма.

4.2.6. Лирическая драма.

4.2.7. Публицистическая драма.

4.2.8. Производственная драма-пьеса.

4.2.9. Бытовая драма.

4.2.10. Тенденциозная драма-монолог.

4.2.11. Концептуальная драма.

4.2.12. Драма-притча.

4.2.13. Драма – «внутренний монолог».

4.2.14. Драма-хроника.

4.2.15. Драма-исследование.

4.2.16. Драма лирического документа.

4.2.17. Драма-эпопея.

4.2.18. Монодрама.

4.2.19. Драматический миф.

4.2.20. Драматическая поэма.

4.2.21. Драматический сказ.

4.2.22. Драматическая фантазия.

4.2.23. Драматическая песня сердца.

4.2.24. Драматическое повествование.

4.2.25. Драматический протрет.

4.2.26. Драматическая аллегория.

4.2.27. Драматическая притча.

4.2.28. Драматический монолог.

4.2.29. Драматический диалог.

4.2.30. Драматическая композиция.

4.2.31. Комическая драма.

4.2.32. «Деловая» драма.

4.2.33. Литургическая драма и т.д.

5. МЕЛОДРАМА.

5.1. Мелодраматизм – эстетическая категория, характеризующая направленность вызывать жалость, трогательность.

5.2. Мелодрама – это жанр, в котором наиболее острые драматические моменты сопровождаются музыкой для выражения эмоций молчащего персонажа. Мелодрама волнует не столько значимостью смысла и глубиной постижения человеческого бытия, сколько сценическими сентиментальными эффектами.

Мелодрама сегодня – невольная пародийная форма трагедии классицизма, в которой максимально выделены героические, сентиментальные и трагические стороны, умножены неожиданные развязки, узнавания и трагические комментарии героев. Повествовательная структура мелодрамы незыблема: любовь – предательство – обрушившееся несчастье – торжество добродетели – кара и награда за муки.

Персонажи мелодрамы четко подразделяемы на положительные и отрицательные, лишены возможности выбора; они преисполнены добрых или недобрых чувств и помыслов, их не мучают философские сомнения и не раздирают противоречия Мира; их чувства и речи преувеличенные и едва ли не пародийно звучащие, легко узнаваемы и вызывают душевный катарсис.

Ситуации мелодрамы неправдоподобны, но четко очерчены: полное отчаянье или невыразимое счастье; «жестокая» участь героя, кончающаяся счастьем или же мрачная и полная напряжения судьба, социальная несправедливость и награда за добродетель.

Действие мелодрамы разворачивается в абсолютно нереальных, красивеньких и уютненьких местах.

Мелодрама провозглашает социальные абстракции и не прикасается к объективным конфликтам эпохи, сводит существование персонажей к атавистическому бытовому гневу или утопическому блаженству; универсальный характер конфликтов или ценностей; стремиться вызывать у зрителя «мыльный» катарсис, парализующий мысль. Возвещает миф об угрозе, нависшей над семейным благополучием и неотвратимости несчастной любви.

Мелодраме присущи эффекты преувеличения, чрезмерности чувств в стиле, игре и постановке.

Сценическую игру отличает жестикуляция, ее акцентирование, попытка намекать набольшее, нежели то, что она выражает. Мизансцена замедляет патетические моменты, превращая их в живые картины, благоприятствующие эмоциональному отождествлению.

5.2.1. Бытовая мелодрама.

5.2.2. Ироническая мелодрама.

5.2.3. Мелодрама-детектив.

5.2.4. Мелодрама-монолог.

5.2.5. Мелодрама-водевиль.

5.2.6. Мелодрама с героическим характером.

5.2.7. Мелодраматическая новелла.

5.2.8. Мелодраматическая сюита.

5.2.9. Мелодраматические картины.

5.2.10. Мелодраматическая история … и т.д.

ФАРС.

Фарс задуман как нечто делающее пикантным и дополняющим серьезную мистерию. Фарс обычно ассоциируется с гротеском, комическим или шутовским началом, грубым стилем и смехом, которым не хватает изящества и утонченности. Фарс противоположен уму, он безраздельно связан с телом. Это реализм тела. Своей вечной популярностью фарс обязан могучей театральности, блестящей пластической технике актерской игры и импровизации.

Фарс вызывает простонародный откровенный мех; для этого он использует испытанные смеховые средства, которые варьирует по своему усмотрению и в зависимости от своего таланта и воодушевления: типические персонажи, гротескные маски, клоунада, мимика, гримасы, лацци, кривлянье, бурлескное поведение, разыгрывание, каламбуры, брутальные жесты и выражения – целый арсенал комедийности ситуаций, положений, жестов и слов, разворачивающийся в тональности, насыщенной допустимой непристойностью, жаргоном, сленгом, вульгаризмами. В фарсе чувства примитивны, интрига сколочена кое-как, безраздельно торжествует веселье и движение.

Образы-маски фарса, лишенные индивидуального начала, были первой попыткой создания социальных типов.

7. МЕЖРОДОВЫЕ ЖАНРЫ И ПРИМЕНЯЕМЫЕ ЖАНРЫ ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВ.

7.1. Пьеса-исповедь.

7.2. Пьеса с «рассказчиком».

7.3. Пьеса с «лицом от автора».

7.4. Пьеса с хором.

7.5. Пьеса-композиция…

7.6. Пьеса-монтаж…

7.7. Пьеса-коллаж.

7.8. Пьеса-мозаика.

7.9. Пьеса-калейдоскоп…

7.10. Пьеса-памфлет.

7.11. Лирический, … монолог.

7.12. Лирический, … дневник.

7.13. Лирическая, … сказка.

7.14. Сказка-притча.

7.15. Взрослая сказка.

7.16. Фантастическая сказка.

7.17. Героическая сказка.

7.18. Романтическая сказка.

7.19. Шутовская сказка.

7.20. Народная сказка.

7.21. Сказка-мораль.

7.22. Сказочная быль.

7.23. Ироническая сказка.

7.24. Сказка-прибаутка.

7.25. Сказка-лубок.

7.26. Патетическая исповедь.

7.27. Публицистический портрет.

7.28. Бытовая, … новелла.

7.29. Романтическая, … баллада.

7.30. Трагическая сюита.

7.31. Поэтическое, … повествование.

7.32. Спектакль-интервью.

7.33. Спектакль-диспут.

7.34. Мистерия…

7.35. Бурлеск.

7.36. Буффонада.

7.37. Былина.

7.38. Венок сюжетов.

7.39. Городской, … анекдот.

7.40. Романтическое приключение.

7.41. Проза жизни.

7.42. Сентиментальная история.

7.43. Народное сказание.

7.44. Утопия…

7.45. Юмористическое…

7.46. Карнавал судьбы.

7.47. Меннипея философская, …

7.48. Медитативный сюжет.

7.49. Хэппенинг.

7.50. Пьеса-шоу.

7.51. Ревю.

7.52. Вертеп…

7.53. Парад-алле…

7.54. Феерия…

7.55. Ателланы.

7.56. Аутосакраменталь.

7.57. Гамартия ошибок.

7.58. Имболио…

7.59. Интерлюдия…

7.60. Миракль.

7.61. Моралите.

7.62. Сайнет.

7.63. Энтремес.

7.64. Фантасмагория.

7.65. Травестия.

7.66. Ироническая…

7.67. Соти.

7.68. Экзерсис…

7.69. Стансы души.

7.70. Фантазмы…

7.71. Фэнтази.

7.72. Фиабеска.

7.73. Экспромт…

7.74. Триллер…

7.75. Интермуль.

7.76. Заповесть.

7.77. Пасторель и т.д.

Трагедия – реальность Бытия.

Драма – реальность жизни.

Комедия – реализм человека.

Мелодрама – реализм страстей.

Фарс – реализм тела.

Трагифарс – реализм глупости.

Трагикомедия – реализм сомнений и страхов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: