double arrow

Основные типы дискриминации

2

А.С. Пигу выделяет три степени ценовой дискриминации:

1. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация).

При дискриминации первой степени каждая единица товара продается по его отправной цене таким образом, что из каждого покупателя вытягивается та минимальная сумма, которую он готов израсходовать на приобретение нужного товара, при этом покупатель будет считать, что сделал выгодную покупку. Другими словами совершенная дискриминация препятствует получению потребительского излишка и полностью присваивает его в виде излишка производителя.

На практике совершенная ценовая дискриминация встречается, как правило, в виде ценообразования клубных благ. Клубными называются блага, потребление которых одним индивидом допускает одновременное их использование другими, основным свойством данных благ является неделимость в потреблении. Примером клубного блага является, в частности, посещение парка, площадки для гольфа или игра в теннис. В этих случаях совершенное ценообразование блага включает в себя две части: уплату потребителем взноса за право доступа к использованию блага (членский взнос в клуб, объединяющий пользователей данного блага) и цены непосредственного потребления товара. Цена товара устанавливается на уровне предельных издержек его производства (на уровне равновесия спроса и предложения товара в условиях свободной конкуренции), а размер взноса определяется как величина потребительского излишка рынка. Таким образом, то, что выигрывает потребитель в качестве низкой цены покупки товара, он теряет в качестве платы за доступ к источнику продажи блага.




Случай дискриминации первой степени представлен на рис. 8.1.

Рис. 8.1 Ценовая дискриминация первой степени

Допустим, что предельные издержки являются неизменной величи­ной. При проведении ценовой дискриминации первой степени монопо­лист продает первую единицу товара Q1 по ее резервированной цене P1 то же самое касается и второй (продается Q2 по цене Р2), и последую­щих единиц товара. Другими словами, из каждого покупателя «выжима­ется» максимум того, что он готов заплатить. Тогда кривая MR совпадет с кривой спроса D, а объем продаж, максимизирующий прибыль, соот­ветствует точке Qn, т. к. именно в точке Е кривая предельных издержек (МС) пересекается с кривой спроса D (MR) дискриминирующего моно­полиста.

Следовательно, предельный доход от продажи дополнительной еди­ницы продукции в каждом случае будет равен ее цене, как и в условиях совершенной конкуренции. В результате прибыль монополиста возрас­тет на величину, равную излишку потребителя (затененная область).

Однако такая ценовая политика весьма редко встречается на прак­тике, так как для ее осуществления монополист должен обладать уди­вительной проницательностью и точно знать, какова максимальная цена, которую каждый покупатель готов заплатить за каждую единицу данного товара. Можно сказать, что совершенная ценовая дискримина­ция - это идеал, «голубая мечта» монополиста. Как и любая «голубая мечта», она достигается крайне редко. Например, известный адвокат, хорошо зная платежеспособность своей клиентуры, может назначить каждому такую цену за его услуги, которая соответствует максимальной сумме, которую готов заплатить клиент.



2. Ценовая дискриминация второй степени.

Дискриминация второй степени похожа на первую, только грубее. В случае ценовой дискриминации второй степени цены товара зависят от объема покупки. Наблюдается так называемое нелинейное ценообразование, то есть ситуация, когда расходы потребителя на покупку товара не пропорциональны покупаемому объему (как в случае линейного ценообразования с равными ценами за единицу продукта), а зависят от того, какую схему изменения цены выбрал продавец.

Случай дискриминации второй степени изображен на рис. 8.2. Стандартная кривая спроса представлена линией DD', кривая предельного дохода – линией DMR. Кривая предельных издержек - линией МС. Обычный монополист приравнивает предельные издержки предельному доходу, устанавливая единую цену OPM для всех покупатели продавая ОХм единиц товара. Однако монополист, занимающийся ценовой дискриминацией, сумеет разделить спрос на десять частей по мере снижения отправных цен покупателей. Есть покупатели, которые хотят купить Р1К единиц по самой высокой из возможных отправных цен ОР1; дополнительное количество EF единиц товара будет куплено по более низкой цене ОР2 и т.д. Продавец, устанавливая на каждую группу товара цену, примерно равную отправной, видит, что имеет смысл расширять выпускпродукции до тех пор, пока не остается таких групп товаров, отправная цена которых превышает предельные издержки. Таким образом, количество единиц товара ОХD будет продано в общей сложности по семи различным ценам. Общая прибыль равна сумме уменьшающихся разностей между ценой и средними издержками на единицу ОСD за все проданные единицы товара. Это показано на заштрихованной части рисунка. Прибыль от продажи по дискриминационным ценам значительно выше, чем прибыль, полученная при осуществлении обычной недискриминационной монополии (эта прибыль показана на рисунке в виде прямоугольника с высотой СМРМ и шириной ОХм).



Рис. 8.2. Ценовая дискриминация второй степени

3. Ценовая дискриминация третьей степени.

Формы проявления ценовой дискриминации третьей степени

Здесь различные категории покупателей сталкиваются с различными ценами, но каждая группа покупателей платит одну и ту же цену за любую купленную единицу. Различают несколько разновидностей ценовой дискриминации третьей степени.

1. Зональные цены. Зональные цены предусматривают дифференциацию цен по времени покупки. Примерами зональных цен служат назначение повышенного тарифа в «часы пик», скидки для заказчиков в наименее загруженные часы: дневные обеды в ресторане по сравнению с ужинами вечером, дешевые зимой и дорогие детом гостиницы на курортах.

2. Дифференциация цен в зависимости от статуса потребителя. В данном случае статус потребителя служит основой назначения высокой или низкой цены. Например, разные цены могут быть установлены для производственного и потребительского сектора экономики; для государственных и частных предприятий; для внутренних и внешних потребителей.

3. Дифференциация цен по отношению к информированным и неинформированным потребителям. Фирма назначает относительно высокие прейскурантные цены на товар, но предусматривает скидку, если покупатель предъявляет претензии. Претензии покупателя по отношению к величине цены (или качеству услуги по такой цене и т.д.) характеризуют его как информированного покупателя, знающего истинную ситуацию на рынке, следовательно, достойного осуществления особой ценовой политики.

4. Дискриминация потребителей по отношению к разной оценке времени. Фирма предусматривает наличие скидок с цены товара, но сопровождает снижение цены дополнительными временными условиями: надо либо долго ждать получения товара (например, стоять в очереди), либо покупка товара связана с поездкой потребителя в дальний магазин фирмы, расположенный в неудобном месте. Потребители, которые готовы заплатить больше за удобство близлежащего магазина и быстрое обслуживание, сталкиваются с более высокими ценами.

Для стимулирования покупок товара по более высокой цене применяется такой способ: фирма предлагает к продаже антиблаго – некачественный товар-дополнитель блага, продающегося по более низкой цене; например, поездка в вагоне второго класса оказывается гораздо хуже поездки в вагоне первого класса. Чем больше отвращение потребителя к дополняющему антиблагу (его отрицательная полезность), тем выше цена блага, связанного с ним. И наоборот. Объем предотвращения покупки блага с целью перепродажи его потребителям с предпочтениями высокого качества.

Сущность проявления ценовой дискриминации третьей степени.

На рис. 8.3 приведен традиционный графический анализ дискриминационной монополии третьей степени на рынках Аи В, кривые спроса и предельного дохода которых изображены на графиках (а) и (б). Проблема состоит в том, чтобы последняя (единица товара, проданная на рынке А, обязательно добавляла ту же сумму к доходу, что и последняя единица товара, проданная на рынке В, т.е. в том, чтобы уравнять предельный доход на каждом рынке. Чтобы это сделать, построим на графике (с) объ­единенную функцию предельного дохода CMR, суммирующую по горизонтальной оси - значения кривых предельного дохода для каждого из двух рынков. CMR оказывается равной предельным издержкам МС в точке, соответствующей максимизирующему прибыль совокупному объему производства ОХС. Чтобы довести предельный доход до величины, максимизирующей прибыль, мы проведем горизонтальную линию из точки пересечения кривых MR и CMR. Объем выпуска продукции на каждом рынке, таким образом, будет определяться точкой пересечения указанной горизонтальной линии с кривой MR соответствующего рынка, а цены, как правило, будут находиться с помощью соответствующих функций спроса, связывающих уровень максимизирующего прибыль объема производства с определенным уровнем цен. Таким образом, на рынке А с менее эластичным спросом цена будет установлена на наиболее высоком уровне ОРА , а на более эластичном рынке Вустановится наименьшая цена ОРВ.

Рис. 8.3. Ценовая дискриминация третьей степени



2




Сейчас читают про: