Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность, Это положение он назвал «Принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива – «один за всех и все за одного». «Принцип параллельного действия» не исключает,однако, применения «принципа индивидуального действия» - прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.
Этапы:
1-становление кол-ва (стадия первонач сплочения) коллектив выступает как цель воспитатательных усилий педагога, стремящегося группу превратить в кол-тив – соц-психологическая общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями.
2 - усиление влияния актива. Кол-в выступает как целостная система, в кот начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции.
3-я и последующая стадии характеризуют расцвет кол-ва. На данной стадии кол-в превращается в инструмент индивидуального развития каждого члена. он формирует це-лостную, нравственную личность.
|
|
Некоторые педагоги выде-ляют 4-ю и последующ стадии движения. кажд школьник сам предъявляет к себе опред требования, выполнен нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
Процесс включения ученика в систему коллективн отношений сложен, неоднознач, нередко противоречив, глубоко индивид (шк-ки по-разному входят в систему коллектив отноше-ний, вызывают разл реакцию со стороны товарищей, ока-зывают обратн влияние на кол-в). Положение личн-ти в коллективе зависит от ее соц опыта. Опыт опред хар-тер ее суждений, систему ценностных ориентации, поведение. Он может соответствовать или не соот-ть ценностям и поведению, сложившимся в коллек-ве. Там, где это соответствие налицо, включение личн-ти в кол-в облегчается. Когда у шк-ка опыт иной (беднее или богаче) ему труднее устанавлив взаимоотношен со сверстниками. Особенно сложн положение, когда индивид соц опыт противоречит ценностям, принятым в кол-ве.=>Столкновен противопол линий поведения, взглядов. Наиболее благоприятно отнош-я склад-ся где коллектив достиг высок уровня развит и основан на традициях, обществен мнении, авторитете самоуправл. Такой колл-в легко устанавливает норм отношения с теми, кто в него входит. Каждый стремится к самоут-верждению в коллективе, к тому, чтобы занять в нем благоприятное для себя положение. Не всем удается — мешают субъектив и объектив причины.С- природн возможности, О- однообразие деят-ти, узкий диапазон соц ролей, кот шк-к может играть в коллективе; Модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) лич-ть подчиняется кол-ву (конформизм)(Коллектив «поглощает» личность, подчиняет ее нормам, ценнос-тям и традициям своей жизни.) 2) лич-ть и кол-в нах-ся в оптимальн отнош-ях (гармония)(возможны раз-лич пути развития событий: лич-ть внешне подчиняется требованиям коллектива, сохраняя внутреннюю неза-висимость; личность открыто «бунтует», сопротив-ляется, конфликтует.; 3) лич-ть подчиняет себе кол-ив (нонконформизм). яркая лич-ть, ее индивид опыт могут оказаться привлекательн в глазах чл-ов кол-ва. Это может приводить как к обогащен соц опыта кол-ва, так и к обеднен, если нов кумир стан-ся неформальным лидером и ориентирует на более низкую систему цен-ностей, чем та, которой коллектив уже достиг.
|
|