Пути и принципы организации и сплочения коллектива. Механизмы воздействия коллектива на личность (педагогические требования, общественное отношение, отношения)

Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность, Это положение он назвал «Принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива – «один за всех и все за одного». «Принцип параллельного действия» не исключает,однако, применения «принципа индивидуального действия» - прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

Этапы:

1-становление кол-ва (стадия первонач сплочения) коллектив выступает как цель воспитатательных усилий педагога, стремящегося группу превратить в кол-тив – соц-психологическая общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями.

2 - усиление влияния актива. Кол-в выступает как целостная система, в кот начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции.

3-я и последующая стадии характеризуют расцвет кол-ва. На данной стадии кол-в превращается в инструмент индивидуального развития каждого члена. он формирует це-лостную, нравственную личность.

Некоторые педагоги выде-ляют 4-ю и последующ стадии движения. кажд школьник сам предъявляет к себе опред требования, выполнен нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Процесс включения ученика в систему коллективн отношений сложен, неоднознач, нередко противоречив, глубоко индивид (шк-ки по-разному входят в систему коллектив отноше-ний, вызывают разл реакцию со стороны товарищей, ока-зывают обратн влияние на кол-в). Положение личн-ти в коллективе зависит от ее соц опыта. Опыт опред хар-тер ее суждений, систему ценностных ориентации, поведение. Он может соответствовать или не соот-ть ценностям и поведению, сложившимся в коллек-ве. Там, где это соответствие налицо, включение личн-ти в кол-в облегчается. Когда у шк-ка опыт иной (беднее или богаче) ему труднее устанавлив взаимоотношен со сверстниками. Особенно сложн положение, когда индивид соц опыт противоречит ценностям, принятым в кол-ве.=>Столкновен противопол линий поведения, взглядов. Наиболее благоприятно отнош-я склад-ся где коллектив достиг высок уровня развит и основан на традициях, обществен мнении, авторитете самоуправл. Такой колл-в легко устанавливает норм отношения с теми, кто в него входит. Каждый стремится к самоут-верждению в коллективе, к тому, чтобы занять в нем благоприятное для себя положение. Не всем удается — мешают субъектив и объектив причины.С- природн возможности, О- однообразие деят-ти, узкий диапазон соц ролей, кот шк-к может играть в коллективе; Модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) лич-ть подчиняется кол-ву (конформизм)(Коллектив «поглощает» личность, подчиняет ее нормам, ценнос-тям и традициям своей жизни.) 2) лич-ть и кол-в нах-ся в оптимальн отнош-ях (гармония)(возможны раз-лич пути развития событий: лич-ть внешне подчиняется требованиям коллектива, сохраняя внутреннюю неза-висимость; личность открыто «бунтует», сопротив-ляется, конфликтует.; 3) лич-ть подчиняет себе кол-ив (нонконформизм). яркая лич-ть, ее индивид опыт могут оказаться привлекательн в глазах чл-ов кол-ва. Это может приводить как к обогащен соц опыта кол-ва, так и к обеднен, если нов кумир стан-ся неформальным лидером и ориентирует на более низкую систему цен-ностей, чем та, которой коллектив уже достиг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: