1. Изучение должно быть направлено на выявление особенностей процессов психологического развития каждого ученика.
2. Оценка результатов диагностики психологического развития того или иного ученика производится путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью выявления характера и величины продвижения в развитии того же ученика.
3. Исследование процесса психологического развития каждого ученика должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения.
4. Диагностика должна выявлять не только актуальный уровень развития, но и проводиться с учетом зоны ближайшего развития.
5. Изучение личности школьников должно быть направлено на решение определенной педагогической задачи.
6. При работе должно учитываться положительное в ребенке, опираясь на достоинства, чтобы исправить недостатки.
7. Психологическому изучению личности и коллектива предъявляется требование комплексности, т.е. оно должно охватывать все основные стороны психологического развития ученика.
8. Изучение индивидуальных особенностей должно изучаться с учетом возраста детей.
9. Исследование психологического развития должно проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
10. Диагностика должна охватывать всех учащихся без исключения и проводиться систематически.