Начиная с 6 века на берегах Днепра складывается союз племен восточных славян, к. в 9 в. создали первое древнерусское гос-во со столицей в Киеве.
Факторы развития образования в Киевской Руси:
усиление государственности, следовательно распад родоплеменной традиции, появления новой формы образования. Воспитание и образование приобрело семейно-сословный хар-р
Создание славянской письменности. Братья Кирилл и Мифодий создают «Глаголицу», а их ученики – «Кириллицу»- сов-ть знаков, частично заимствованных из «Глаголицы», а также греческо- литургического языка (религиозного).
Принятие Русью христианства (998г. при кн. Красно солнышко)
О распространении грамотности на Руси свидетельствуют археологические данные. Часто находят помимо берестяных грамот орудия для письма- цераписало, летописи.
В Киевском государстве в XI—XII веках появился ряд рукописных сборников, переводных и оригинальных, среди которых имелись тексты и высказывания педагогического содержания.
В сборниках под названиями «Пчела», «Изамрагд» (т. е. изумруд), «Изборник» Святослава, «Златоструй», «Златоуст» (по прозвищу греческого церковного писателя и проповедника Иоанна Златоуста) содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, Аристотеля.
|
|
В знаменитой «Русской Правде» (XI век) — юридическом памятнике Киевской Руси — обнаружены математические задачи, представляющие в совокупности учебное пособие для приобретения навыков в вычислительной практике и хозяйственных расчетах.
Оригинальным педагогическим памятником XII века является «Поучение князя Владимира Мономаха детям». Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старым быть почтительными, к сверстникам — приветливыми. Обращаясь к людям, Владимир Мономах советовал им учиться, ссылаясь на своего отца, который знал 5 иностранных языков.
Гуманистический хар-р воспит-я эпохи Возрождения. Развитие пед-ой мысли. (Витторио да Фельтре, Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Мор).