double arrow

Возрождение и развитие образования в Московской Руси (14-16вв). Братские школы


Со второй половины XIV в. активное участие в деле воспитания и образования стало играть черное (монашествующее) духовенство. В России начинают возникать монастыри, в то время, когда в Западной Европе роль монастырей в образовании стала уменьшаться.

Монастыри в России основывались в местах труднодоступных для завоевателей. Они превращаются в уникальную отечественную систему воспитания. Прежде всего, она характеризуется комплексностью, поскольку в монастырях осуществлялось трудовое обучение (монахи вели собственное хозяйство), умственное и культурное воспитание (при монастырях существовали библиотеки) и, конечно же, духовно-нравственное воспитание.

Основная цель воспитания - личное нравственное самосовершенствование каждого послушника. Основными методами этого являются саморазвитие, самовоспитание, самообразование. Причем в монастырях сложилась специфическая культурная среда, когда монахи жили совместно, радом с духовными отцами, что обуславливало коллективный характер воспитания.

В монастырях давали первоначальное и повышенное образование, называвшееся на Руси «книжным учением». Содержание первого составляло научение воспитанников письму, чтению, счету, знанию религиозных молитв. В «книжное учение» входили предметы тривиума. Так, «Грамматика» Иоанна Дамаскина была хорошо известна Древней Руси. В преподавание грамматики входило изучение и толкование текстов Священного Писания. Ученики знакомились с текстами античных авторов — Гомера, Платона, Аристотеля. В тривиуме важное место отводилось риторике, обучению навыкам красиво говорить и писать.

С окончанием ига и началом создания Московского государства связана потребность в подготовке высокообразованных работников, служащих на благо стране. Однако, попытки создания высших школ были неудачны, поскольку отсутствовала разветвленная система школ начальной ступени. Однако, используя влияние церкви и традиционное уважительное отношение простых людей к образованным людям, начинается целенаправленное воспитание и обучение детей.

На рубеже XVI - XVII вв. на Украине и Белоруссии возникают «братские школы», совместившие в себе древнерусские традиции и западноевропейское образование. Эти школы отличает естественно сложившаяся классно-урочная система, высокий методический уровень учебной литературы, тесная связь обучения и воспитания, демократический характер организации обучения. Основными чертами братских школ можно назвать:

- самоуправление (на общем собрании школы избирались ее ректор и учителя);

- всесословность обучения, отсутствие имущественной дифференциации;

- четкая организация учебного дня;

- содержание образования (славянский язык, греческий и латинский языки, семь свободных искусств).

На основе братских школ в 1632 г. Петром Могилой открывается в Киеве прообраз высшего учебного заведения - коллегия, переименованная в XVIII веке в Киево-Могилянскую академию.

Курс обучения длился в ней 1.2 лет. В подготовительном классе изучались чтения и письмо на славянском, греческом и латинском языках. В младших классах осваивали катехизис, грамматику, арифметику, риторику, основы географии, истории и других наук. В средних классах обучали поэтике, риторике, латинской литературе, студенты практиковались в составлении проповедей. В старших классах изучали логику, физику, метафизику, философию (2 года) и богословие (4 года). Ведущим методом обучения стал диспут.

Создание школ происходило и в столице Московского государства. В 60-х годах возникает школа повышенного типа «для подготовки особо доверенных чиновников личной канцелярии царя» в Спасском монастыре, во главе которой стоял Симеон Полоцкий, выпускник Киевского коллегиума. В 1681 г. открывается школа на Печатном дворе. В 1687 г. в Богоявленском монастыре профессорами Падуанского университета, монахами, братьями Ионикием и Софронием Лихудами открывается Славяно-греко-латинская Академия. Ее можно считать предвестником российской школы, учебным заведением, в котором изучались семь свободных искусств, богословие, право и элементы медико-хирургического дела. Ее выпускники (среди них -М.В. Ломоносов) стали теми людьми, которые сделали возможным осуществление будущих петровских реформ.

Памятники педагогической мысли. Наряду с церковными книгами, появляются книги для чтения: «Пчела», «Золотая цепь», «Измарагды», в которых шествовали специальные разделы для родителей (например, «О любомудрии и учении детей», «О почитании родителей», «Об учении и беседе»). Их характеризовали гуманистические взгляды на воспитание детей, наличие народно-педагогических традиций и методов воспитания.

Вершиной педагогической мысли русского средневековья является "Домострой», написанный попом Сильвестром. Автор дает советы супругам и как вести хозяйство, и как принимать гостей, как поступать праведно и по совести, как воспитывать детей.

Воспитание он рассматривает как специфическую и важнейшую отрасль домашнего хозяйства, тесно связанную с целостным бытом. При этом семья становится своеобразным училищем, где родители являются наставниками, а дети - учениками. Обучение, воспитание и подготовка к жизни осуществляются и контролируются родителями вплоть до женитьбы детей. Причем, роли супругов в семье четко обозначены. Мать - это первая, природная воспитательница, а муж-глава семьи, отвечающий не только за семью, но и за обучение жены домашним премудростям. Воспитательными задачами автор называет:

- нравственное воспитание в религиозном духе, сочетающееся с традиционными народными представлениями;

- обучение детей необходимым в жизни знаниям, умениям и навыкам, привитие им почтительного отношения к старшим;

- взаимодействие родителей и детей является необходимым условием успешного воспитания.

XVI в. отмечен и таким выдающимся событием в области просвещения, кик появление книгопечатания. В 1564 г. Иван Федоров издает свою первую печатную книгу «Апостол», а ровно через 10 лет — печатный русский букварь.

В последней четверти XVII в. появляется книга «Гражданство обычаев детских», написанная Епифанием Славинецким. В ней по-новому осуществлен подход к воспитанию детей. Семейное воспитание теперь является основой для будущего школьного образования, а ответственность за результаты обучения возлагается не только на семью, но и на учителей.

Само произведение написано в виде вопросов и ответов об обязанностях и нормах поведения ребенка, гуманное к нему отношение, знание его особенностей. Содержанием образования являются религиозное воспитание, светское обучение, нравственное воспитание, формирование хороших манер и внутренних качеств человека. В целом данное произведение отвечает практическим запросам торгово-ремесленного населения, заинтересованного в повышенном характере обучения своих детей.

Необходимость нового похода к образованию и воспитанию, потребность государства в новых, образованных, широко мыслящих людях подготовили и обусловили успешность будущих реформ Петра I не только в области образования, но и во всех сферах жизни российского общества и государства.


Сейчас читают про: