К.Д. Ушинский о пед-ой науке и искусстве воспит-я. Учитель и его подготовка

Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ему хорошо была знакома педагогика его времени.

Ушинский указывал, что недостаточно основывать­ся только на личном, хотя бы удачном, опыте воспитательной работы. Он требовал единства теории и практики.

Ушинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспита­тельной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае.

Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению.

Ушинский правильно считал, что воспитание зависит от исто­рического развития народа. Сам народ прокладывает дорогу в бу­дущее, а воспитание только идет по этой дороге и, действуя за­одно с другими общественными силами, поможет идти по ней и отдельным личностям и новым поколениям. Поэтому нельзя вы­думывать систему воспитания или заимствовать ее у других народов, необходимо создавать ее творческим путем (идея народности).

Учитель и его подготовка.

Ушинский высоко оце­нивал роль учителя.

По его мнению, учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть об­разованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.

В статье «Проект учительской семинарии»(1861) Ушинский подробно разработал план подготовки учителей для начальных школ. По этому проекту учительские семинарии следует открывать не в крупных центрах, а в небольших городах и даже селах, с тем, чтобы соблазны большого города не влияли дурно на воспитанников, а преподаватели всецело отдавались бы работе в учительских семинариях, не отвлекаясь совместительством в других учебных заведениях.

Воспитанниками учительских семинарий должны быть по пре­имуществу дети крестьян. Для того чтобы лучше обеспечить нрав­ственное воспитание и большее влияние со стороны преподавате­лей, воспитанники должны жить в интернате, привыкая к простой, суровой и деятельной жизни.

Ушинский наметил широкий круг наук, изучаемых будущими народными учителями в учительских семинариях, а именно: рус­ский язык и литература, арифметика, география, история, естест­вознание (сведения из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, а также некоторые сведения по сельскому хозяйству и медицине).

По проекту Ушинского большое место в курсе учительской семинарии занимали науки педагогического цикла: психология, педагогика и методика первоначального обучения. Воспитанники семинарии приобретали навыки выразительного чтения, красивого письма, рисования, черчения и пения.

Также Ушинский высказал мысль о педагогических факультетах, где бы готовились преподаватели педагогики и учителя средней шко­лы. Мысль Ушинского была реализована лишь после Октябрьской социалистической революции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: