Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848)

Выдающийся революционер-демократ, отразил в своих произведениях протест против крепостного права, защищал интересы крестьянства.

Белинский разработал теорию народности искусства, лит-ры, просвещения и воспит-я.

О роли и сущности воспит-я. Утверждал, что природа щедро одаряет людей способностями и дарованиями, а бездарные и тупые люди – такое же редкое исключение, как физические уроды. Сословная принадлежность чел-ка не должна ограничивать его право на воспит-е и образование.

В 40-х г 20в он пришел к заключению, что только социалистическое об-во, в кт все люди будут равны, обеспечит возможность всестороннего развития и правильного воспт-я чел-ка.

Он выступил против механического представления о воспит-и как о процессе, в ходе кт взрослые наполняют ребенка, как пустой сосуд, тем или иным содержанием.

Цели воспит-я. Белинский выдвинул требование общечел-го воспит-я.

Он сделал пед-ие выводы о необходимости воспит-я детей в духе любви к своей родине. Нужно сделать рус яз и отечественную лит-ру важнейшими предметами обучения.

Целью воспит-я Белинский считал подготовку бесстрашных борцов за лучший общественный строй, при кт не будет эксплуатации, угнетения и все люди станут равноправными гражданами своей свободной родины.

Содержание и методы шк воспит-я. Одним из основных положений теории Белинского явл гармоническое развитие чел-ка.

Физическое воспит-е детей, говорил Белинский, имеет своей задачей охранять здоровье детей, развивать из физич силы, ловкость и гибкость путем установления правильного образа жизни, организации игр, выполнения гимнастических упражнений.

Нравственное воспит-е Белинский считал важнейшей стороной формирования чел-ка – общественного деятеля.

Необход, чтобы дети прежде всего полюбили добро. Белинский указывал, что гл роль в психической жизни детей раннего возраста играют эмоции. Поэтому нужно воздействовать прежде всего на чувства детей, а не на их сознание.

Белинский считал, что от малолетних детей надо удалять все дурное; они должны видеть только положительные примеры. Детей нужно не принуждать, а приохотить к положительному. Их следует не столько учить, а сколько приучать.

Большое значение в деле нравственного воспит-я придавалось им развитию воли, выработке закаленного хар-ра, кт необход для того, чтобы вести настойчивую борьбу со злом, отстаивать свои убеждения, не боясь трудностей и препятствий.

Умственное образование. После 7 лет должно начаться систематическое образование детей, кт не может быть частным, специальным или исключительным. Оно должно быть тоже общечел-им, иметь в виду развитие всех умственных сил будущего чел-ка, формирование у него мировоззрения и сознательных убеждений, стойкость в их защите. Он считал необход, чтобы учащиеся не только усвоили опред сумму знаний, но и приобрели цельное научное мировоззрение, требовал ликвидировать разрыв между наукой и учебными предметами, между теорией и практикой.

Важнейшими учебными предметами Белинский считал гуманитарные науки (родной язык, лит-ру, историю), помогающие нравственному воспит-ю, большое значение придавал естественным наукам.

Александр Иванович Герцен (1812-1870).

Выдающийся представитель русского революционного движения, крупнейший полит деятель, блестящий публицист и талантливый писатель. Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму, остановившись перед историческим материализмом. Он страстно боролся с мистикой, идеализмом, духовенством. Герцен мечтал о переходе России к социализму через крестьянскую общину.

Обличение царской шк политики и системы воспит-я. Царское правительство, по словам Герцена, «подстерегало ребенка при первом шаге в жизни и развращало кадета-дитя, гимназиста-отрока, студента-юношу. Беспощадно, систематически вытравляло оно в них чел-ие зародыши, отучало их, как от порока, от всех людских чувств, кроме покорности. За нарушение дисциплины оно малолетних наказывало так, как не наказывают в др странах закоренелых преступников».

Герцен указывал, что церковь все более и более усиливает свое влияние на народное образование, что «шк задавлены надзором и попами». Он решительно выступал против внедрения религии в воспит, против превращения шк и универов в орудие укрепления крепостничества и самодержавия.

Герцен считал, что именно народ явл носителем лучших русских национальных кач-в. У народа молодые поколения учатся уважению к труду, отвращению к праздности, бескорыстной любви к родине.

О формир-и материалистического мировоззрения. Гл задачей воспит-я Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, кт живет интересами своего народа и стремится к преобразованию об-ва на разумных началах.

Огромное значение в борьбе против деспотизма и общественного произвола, за освобождение народа он придавал науке. Герцен страстно добивался распространения просвещения и знаний среди народов, призывал ученых вывести науку из стен кабинетов, сделать ее достижения всеобщим достоянием.

Придавая большое революционизирующее значение просвещению, Герцен много внимания уделял умственному образованию, формир-ю материалистического мировоззрения. Важнейшим средством умственного образования он считал естествознание, кт научно объясняет то, что кажется таинственным, мистическим; естественные науки подрывают корни религиозных заблуждений и предрассудков, располагают точными методами изучения действительности.

Герцен написал 2 специальных произведения, в кт объяснял подрастающему поколению явления природы: «Опыт бесед с молодыми людьми», «Разговоры с детьми». Эти произведения явл замечательными образцами талантливого, популярного изложения сложных мировоззренческих проблем.

Герцен стремился возбудить у молодежи живой интерес к изучению природы, выработать материалистический подход к окруж действительности, сформулировать атеистически взгляды.

Подчеркивая огромное воспитательное и образовательное значение естественных наук, Герцен был в то же вр за систему всестороннего общего образования. Он хотел, чтобы учащиеся общеобразовательной шк наряду с естествознанием и математикой изучали лит-ру, ин яз, историю.

Герцен всемерно подчеркивал, что образование должно соответствовать развитию у учащихся самостоят мышления.

Нравственное воспит-е. в повседневной воспит-ой деят-ти важную роль играет «талант терпеливой любви», расположение воспитателя к ребенку, уважение к нему, знание его потребностей. Здоровая семейная обстановка и правильные отн-я между детьми и воспитателями явл необход условием нравственного воспти-я.

Воспитателям следует, опираясь на врожденные склонности детей к общению, развивать в них общественные стремления и наклонности. Этому служат общение со сверстниками, коллективные детские игры, общие занятия.

Герцен боролся против подавления детской воли, но в то же вр придавал большое значение дисциплине, считал установление дисциплины необход условием правильного воспит-я.

Воспитатели обязаны предъявлять детям опред требования, продиктованные условиями семейной и общественной жизни, и добиваться их выполнения. Они должны умело руководить воспитанниками, осуществляя цели и задачи нравственного воспит-я.

Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и Н.А. Добролюбов (1836-1861).

О роли воспит-я в развитии чел-ка и задачах воспит-я. Чернышевский и Добролюбов категорически отвергали антинаучные утверждения о том, что положение и место чел-ка в об-ве, как и возможности развития его способностей, якобы предопределены происхождением чел-ка, его наследственностью. Чернышевский отмечал, что правительство слишком мало делает для образования народа, в рез-те чего последний некультурен и безграмотен. Он разоблачал стремление ученых – лакеев царизма объяснять темноту и невежество трудящихся природой русского чел-ка, тем, что «русское племя будто бы мало имеет охоты к просвещению». Подобные измышления Чернышевский наз клеветой на народ.

Признавая, что сущ-ют индивидуальные различия организмов, а следовательно, и психики людей, что люди отличаются др. от др. не только внешними признаками, но и нект психическими св-ми, Чернышевский пояснял, что врожденные задатки чел-ка, проявляются и развиваются в зависимости от обстоятельств жизни и от воспит-я.

Добролюбов, обращаясь к представителям официальной пед-ки, утверждавшим, что дети склонны только к порокам и что они от природы «неразумны», а потому должны безусловно повиноваться разуму взрослых.

В замечательном трактате «О значении авторитета в воспит-и» - 1857 Добролюбов пропагандировал необход учитывать в воспит-и законы развития ребенка, установленные естественными науками. Он говорил, что официальная пед-ка упускает из виду одно весь важное обстоятельство – действительную жизнь и природу детей и вообще воспитываемых. Он настаивал на том, чтобы воспитатели, зная особенности детской природы и опираясь на них, разумно руководили развитием детей, обеспечивая им свободу, необход для проявления тех кач-в, кт должны быть у передового чел-ка.

Чернышевский и Добролюбов были великими гуманистами, поборниками подлинно передовой морали. Они выдвинули идеал нового чел-ка, исходя из кт опред цели и задачи воспит-я. Новый чел-к, по их мнению, должен быть истинным патриотом своей родины, близким к народу, принимать самое деятельное участие в борьбе за осущ-е его разумных интересов и потребностей. Этот чел-к представляется Чернышевскому и Добролюбову высокоидейным и всесторонне развитым в физич и духовном отн-ии.

Добролюбов считал необход воспитывать в чел-ке единство мыслей, слов и действий. Он высказывал также мысль о том, что молодые люди должны вырасти идейными, принципиальными и руководствоваться в своих поступках не страхом перед наказанием и корыстными расчетами на получение наград, а преданностью «добру и правде», любовью к истине и справедливости. Указывал, что маленькие дети не могут вследствие недостатка у них жизненного опыта и неразвитости их мышления сознательно избегать зла и делать добро; большую роль в их поведении играет авторитет воспитателей. Но этот авторитет должен быть использован разумно. Воспитатель должен заботится о развитии в детях собственного сознания.

Чернышевский и Добролюбов разоблачали антинаучную и реакционную сущность авторитарной крепостнической пед-ки.

Добролюбов в статье «Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым» - 1858 высказал ценные мыли по поводу воспит-я патриотизма и борьбы с псевдопатриотизмом. По его мнению, настоящий патриотизм отличается от ложного тем, что несовместим с неприязнью к др. народностям, что ставит любовь к родине выше личных интересов и отн-ий, он «находится в теснейшей связи с любовью к чел-ву».

Они решительно осуждали палочную дисциплину, применение розги и др. средств, оскорбляющих достоинство воспитанника, наз эти средства антипед-ми, варварскими, пользующимися признанием там, где в воспит-и и обучении требуют «не рассуждать, а исполнять», и из детей готовят не сознательно мыслящих и активно действующих граждан, а покорных исполнителей воли угнетателей.

Сознательная дисциплина не исключает, по мнению Добролюбова, необход соблюдения воспитанниками разумно установленного порядка, а требует, чтобы они поступали опред образом не потому, что так приказано, а потому, что это нужно. Надо, чтобы справедливость требований воспитателей все более осознавалась своими воспитанниками.

Умственное образование. В общей системе воспит-я чел-к Чернышевский и Добролюбов отводили большое место общему образованию, кт должно заложить твердые основания будущей деят-ти чел-ка независимо от той специальности, кт он себе изберет в дальнейшем. Общее образование, как говорили они, есть фундамент, на кт строятся специальные знания.

Придавали умственному образованию важнейшее значение в системе подготовки чел-ка к жизни и считали, что оно должно вооружить учащихся основательными и разносторонними знаниями о природе и об-ве. Опираясь на эти знания, учащиеся должны иметь ясные и правильные представления о явлениях природы и общественной жизни, успешно бороться со всякими суевериями и предрассудками, правильно опред свое место в жизни и наметить пути своей практической деят-ти.

Чернышевский разоблачал реакционный хар-р классич образования, насаждаемого царизмом, указывал на необход давать молодежи полит образование путем глубокого изучения новой истории, на важность изучения естественных наук для формир материалистического мировоззрения.

Резко критикуя раннюю специализацию учащихся и классицизм как систему образования, отжившую уже свое время, Добролюбов защищал единую общеобразоват шк. Осн предметами обучения в единой шк он считал родной язык, лит-ру, историю, ин яз, матем, географию и естествознание с физикой.

Чернышевский и Добролюбов полагали, что организация, методы и приемы обучения должны всемерно содействовать успешному овладению учащимися разнообразными знаниями, всестороннему развитию их духовных сил и способностей, формир-ю у них правильных убеждений. При опред объема, хар-ра материала и приемов обучения они рекомендовали строго учитывать особенности учащихся, их силы и способности, соблюдать строжайшую постепенность и последовательность, всегда, во всех случаях, в изложении, в определениях, формулируя заключения и выводы, обеспечивать максимальную ясность и точность. А положения и выводы, кт должны усвоить учащиеся, следует доводить до их сознания на основе убедительных доводов и доказательств. Большое значение придавалось ими самостоят работе учащихся как важному средству развития мышления учащихся, а также привития им навыков и умений самим приобретать знания.

Чернышевский считал, что долг и обязанности каждого учителя сделать обучение интересным, но категорически осуждал всякую попытку превратить его в развлекательный процесс. Он доказывал, что интересное преподавание явл только средством, повышающим эф-ть серьезного, содержательного обучения, а не самоцелью, что интерес в обучении достигается наиболее приемлемой и привлекательной формой изложения: простой и доступной, не многословной, а подкрепляемый убедительными доводами, яркими примерами, фактами. Добролюбов стоял за такое обучение, кт создавало бы у учащихся правильные понятия о вещах, правильные и твердые убеждения. Для этого необход так поставить преподавание, чтобы каждое положение науки доказывалось при помощи фактов и примеров, каждый вывод формулировался после предварительного разбора суждений. Осмысленное освоение учащимися изучаемого материала, фактов, понятий, выводов и заключений, осмысленное отн-е их ко всем действиям и поступкам он считал важнейшим признаком разумной организации обучения.

Н.И. Пирогов (1810-1881).

Пед-ие взгляды. В статье «Вопросы жизни» и в др. своих пед-их сочинениях Пирогов резко выступил сословной шк и ранней утилитарно-профессиональной выучки, кт стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечел-го воспит-я, кт должно подготовить к общественной жизни высоконравственного чел-ка с широким умственным кругозором. Он восстает против ранней, преждевременной специализации детей, кт суживает их кругозор и тормозит их нравственное развитие.

Система народного образования и проблемы дидактики. Пирогов предложил новый проект шк системы, направленный против сословной шк. Он считал, что основанием шк системы должна быть 2-х летняя начальная шк, откуда будет открываться доступ в среднюю шк всем. Свою шк систему он строил по принципу единой школы.

Пирогов предлагал шк систему из неск ступеней, со сравнительно непродолжительным сроком обучения в каждой, а именно: после начальной 2-х летней шк – прогимназия (неполная средняя шк) 2-х типов с 4-х летним курсом; за ней идет гимназия также 2-х типов – с трех-, пятилетней продолжительностью обучения. Эту систему завершает высшая шк (универы и высшие спец-е учебные заведения).

Гл место в системе средней шк Пирогов отводил древним языкам (латинскому и греческому), рус яз и лит-ре, матем и истории. Классической средней шк он отдавал предпочтение перед реальной. Продолжительность обучения в первой на 2 года больше, чем во второй. Учебный план классич гимназии имеет общеобразовательный хар-р, тогда как в реальной гимназии вводятся прикладные (профессиональные) учебные предметы, что значительно снижает общее образование, даваемое реальной гимназией, особенно если учесть, что курс ее всего 3-х летний. В первых 2-х классах классич и реальной прогимназии курс обучения почти одинаков. С 3 класса классич прогимназии начинается обучение латинскому яз, а с 4 класса – греческому. Окончившие реальную прогимназию идут или в реальную гимназию, или в 3 класс классич прогимназии, или на практическую работу. Из классич гимназии можно поступить в универы или в высшие спец-ые учебные заведения, тогда как окончившие реальную гимназию принимаются только в высшие спец-ые учебные заведения или же идут на практич работу.

С целью облегчить получение высшего образования неимущим Пирогов предлагал уменьшить плату за обучение.

В своих циркулярах по учебному округу Пирогов обращал внимание учителей на необход отбросить старые, догматические способы преподавания и применять новые методы. Надо будить мысль учащихся, развивать их умственные способности, прививать навыки самостоят работы.

Осн дидактическим принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность и наглядность.

К преподаванию в высшей школе пирогов предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары, просеминары и практические занятия и всячески развивать у студентов навыки углубленной самостоят работы.

Проблемы дисциплины учащихся. Пирогов считал хорошую дисциплину одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспит-я. Он осуждал произвол, казарменный режим, кт царили в шк того времени, бездушное отн-е к детям и требовал гуманности и сердечности при поддержании дисциплины. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при кт совершен проступок, беспристрастно оценить его, довести до сознания ученика его вину и справедливость назначенного за проступок наказания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: