Жизнь и пед-ая деят-ть К.Д. Ушинского

Константин Дмитриевич ушинский (1824—1870) родился 2 мартов в Тулев небогатой дворянской семье. Рос и воспитывался в г. Новгороде - Северском Черниговской губернии. До 11 лет мальчик обучался дома, а потом, он поступил в третий класс гимназии.

Одно важное обстоятельство оказало влияние на развитие Ушинского - он жил в 4 верстах от гимназии и ежедневно пешком проходил в школу и обратно около 10 километров. На впечатлительного юношу природа оказывала огромное воздействие. Он сам писал впоследствии, что природа, прекрасные окрестности города, душистые овраги и колыхающиеся поля тоже были воспитателями, а день, проведенный ребенком в роще и поле, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье,

История — один из любимых предметов ушинского в гимназии. Уже в эти годы он много читает и занимается самостоятельно.Стремление к самообразованию станет впоследствии одной из самых характерных черт его личности.

Источником знаний о жизни служило постоянное общение с крестьянскими детьми; перед его глазами был крестьянин с его нищетой и бесправием и с нескончаемым тяжелым трудом.

В возрасте 16 лет Костя Ушинский, окончив гимназию, отправляется с двумя товарищами в Москву для поступления в университет. И 1840 г. становится студентом юридического факультета Московского университета.

Огромная работоспособность, усидчивость, прямота и искренность, независимость характера были присущи Ушинскому-студенту. Его выде­лили среди товарищей легкость и быстрота понимания сложных научных понятий, критическое отношение к различным теориям, самостоятель­ность суждений.

В 1844 г. Ушинский блестяще окончил университет.

Через 2 года, в 1846 г. начинает трехлетнюю работу в Ярославском Демидовском лицее, читая в нем курс камеральных наук, включавших в себя гражданское право, основы политэкономии, науки о финансах, элементы истории и философии. Уже в первой своей лекции молодой лектор гово­рил о свободе личности, о том, что общество должно обеспечить ей такую возможность, о большой ответственности молодого поколения за будущее общ-ва. На других лекциях он ставил проблему создания правового гос-ва, в котором не было бы произвола и насилия.

В 1849г- он был уволен.

Ушинский вынужден был после этого служить мелким чинов­ником в министерстве внутренних дел, но чиновничья служба не удовлетворяла его. В своих дневниках он отзывался о службе с отвращением. Некоторое удовлетворение давала ему литературная работа в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения», где он помещал переводы с английского, рефераты статей, обо­зрения материалов, опубликованных в иностранных журналах.

В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение снача­ла учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского инсти­тута, где он значительно улучшил постановку обучения и воспи­тания.

В эти годы К.Д. Ушинский продолжает сотрудничество в литературных журналах «Современник» и «Библиотека для чтения», публикует в них свои статьи. «Поездка за Волхов» и «Труды Уральской экспедиции» (1952—1853) интересны тем, что в них уже видна идея, которая станет основой в педагогике Ушинского — идея народности и родного языка.

1859—3862 гг. — деятельность Ушинского в Смольном институте благородных девицв качестве инспектора классов, куда он пришел с планами преобразования учебно-воспитательной системы на новых принципах. И он смог за три года, преодолевая огромное сопротивление начальницы и почти всех преподавателей, произвести реорганизацию. Вот некоторые из его нововведений: уменьшение срока пребывания в нем с 9 до 7 лет; уравнивание объема знаний в «благородном» и «неблагородном» отделениях; введение отпусков девиц на каникулы к родителям; введение двухлетнего педагогического класса. Были пересмотрены учебный план и программы: введено преподавание естествознания и физики, увеличено преподавание родного языка за счет иностранных. Развитие самостоятельности мышления, знакомство с жизнью, активная умственная деятельность скоро стали признаками нового способа обучения.

Не только преподаватели, но и воспитанницы быстро поняли, что новый инспектор классов резко критически относится к постановке обу­чения и воспитания в институте. Столкнулись два подхода, два образа мышления, две противоположные морали- начальницы и Ушинского.

Ушинского обвинили в безбожии, в нарушении институтских порядков, неисполнении указаний начальства. И ему было предложено подать заявление об уходе из Смоленского.

Он болезненно переживал отставку от педагогической деятельности.

Но все же он продолжает упорно работать над изучением западной школы, над составлением собственных проектов раз­вития народного просвещения в России. Там же и тогда были написаны Ушинским самые знаменитые его работы: «Родное слово» (впервые издано в 1864 г.) — книги для начальной школы, «Педагогическая антрополо­гия» («Человек как предмет воспитания»), первый и второй тома которой вышли в 1868—1869 гг.

Умер 22 декабря 1870г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: