Система педагогических наук. Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направленности изучения и

Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направленности изучения и желания получить ответы на те или иные вопросы.

Философия – фундамент педагогики, в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. История педагогики исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений.

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.

Дошкольная и школьная педагогика – подсистема возрастной педагогики.

Здесь изучают закономерности воспитания человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Педагогика высшей школы занимается педагогическими проблемами взрослых.

Сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих.

Тифлопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания слепых.

Олигофренопедагогика – занимается вопросами обучения и воспитания умственно отсталых.

Педагогика развивается в тесной взаимосвязи с другими науками.

Философские науки помогают педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым, помогая корректировать направленность воспитания.

Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека – развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Психология изучает закономерности развития психики человека.

2. Задачи и функции педагогики.

Приоритетными научными задачами педагогики являются:

• нахождение закономерностей образования, обучения, воспитания;

• изучение и обобщение практического опыта педагогической деятельности;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

• прогнозирование развития образовательных систем;

• внедрение результатов педагогических исследований в практику, расширение связей теории и практики;

• разработка новых концепций, учебных программ, стандартов, учебников и учебно-методических материалов.

Функции педагогики:

Теоретическая функция. Осуществляется на трех уровнях:

1) описательно-объяснительный уровень (изучает, описывает),

2) диагностический уровень (выявляет эффективность деятельности учителя, учеников),

3) прогностический уровень (построение моделей).

Технологическая функция. Так же осуществляется на трех уровнях:

1) проективный уровень (разрабатывает методические материалы),

2) преобразовательный уровень (внедрение в практику новейших достижений),

3) рефлексивный уровень.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: