double arrow

Режим и гигиена работы музыканта


Работа профессионального музыканта – наиболее сложный вид человеческой деятельности (требует многолетнего каждодневного труда, физически и психически изнурительного). Выдающиеся музыкальные способности, прекрасная подготовка должны подкрепляться хорошим здоровьем и режимом работы (предварительный отдых, хорошее питание …).

Сколько и как надо заниматься над совершенствованием профессионального мастерства?

Важный элемент в начале ежедневных занятийразыгрывание (необходимо не только для разминки мышц, участвующих в игре, но прежде всего – психического аппарата музыканта в целом). В процессе разыгрывания организм входит в состояние «боевой готовности» (повышается частота пульса, ритм дыхания, чувствительность анализаторов, скорость протекания мыслительных процессов). В этом отношении физиологические механизмы работают так же, как двигатели автомобилей (сначала разогревают, потом включают на полную мощность).

Разыгрывание: игра гамм, специальных упражнений.

Режим у И. Гофмана: при работе по три часа в день – два часа утром, один – после полудня. Утренние занятия посвящать технической работе, требующей большого внимания и концентрации, а час после полудня – интерпретационной. Самое главное – предельная сосредоточенность.

И. Гофман считал, что серьезный пианист должен привыкнуть к работе (6-8 часов). Н. Рубинштейн считал достаточным 4 часа занятий в день, распределенных между первой и второй половиной дня.

Один из важных моментов в самостоятельной работе музыканта – умение структурировать соответствующим образом время своих занятий. Существуют два принципа их построения – режимное и целевое. Режимное построение: музыкант занимается каждый день определенное количество часов, не превышая установленную норму. Целевой подход: музыкант не прекращает своих занятий до тех пор, пока не добьется того, что задумал сделать.

Выносливость – результат систематической работы. Такое важное свойство нервной системы как выдержка развивается в результате длительной тренировки внимания, сформированности двигательных автоматизмов, снижающих напряженность внимания, правильной физической подготовки.

Приемы и способы оздоровления организма.

В основе одной из современных концепций здоровья - аэробная производительность человека: максимальное количество кислорода, которое человек может освоить за одну минуту, которое зависит от емкости легких, скорости кровообращения, частоты сердечных сокращений, уровня тканевого дыхания.

Врач М. Кэразерос открыла гормон норепинефрин.Главное свойство этого гормона – в способности устранять депрессию и создавать ощущение оптимизма и благополучия. АПосле интенсивной физической нагрузки норепинефрин остается в организме в течение суток. Доктор Кеннет Купер разработал оздоровительную систему аэробных упражнений для массового пользования: перед занятием – бег, вращение рук, повороты туловища, наклоны (7-10 мин.). Бег в течение получаса с пульсом 110-120 ударов в минуту (4-5 раз в неделю). В основе самоконтроля – измерение пульса до начала бега и через 10 минут после него. Основное правило аэробической системы – формула: безопасно, медленно и поступательно.

Система Николая Амосова «1000 движений». В систему входит 10 упражнений, каждое из которых рекомендуется выполнять по 100 раз: 1. В положении лежа на спине забрасывать ноги за голову, чтобы колени доставали лба. 2. Из положения стоя наклониться вперед и коснуться руками пола. 3. Вращение рук в плечевом суставе. 4. Наклоны вправо-влево, одна рука – до колена, вторая до подмышки. 5. Поднимание рук и забрасывание их за спину так, чтобы коснуться противоположной лопатки с одновременным наклоном головы вперед. 6. Вращение туловища справа налево, руки сцеплены на высоте груди. 7. В положении стоя подтягивать поочередно колени к животу. 8. Лежа животом на табурете, закрепив ноги за шкаф, сгибать позвоночник назад – вперед. 9. приседать, держась руками за спинку стула. 10. бег.

Большую пользу могут принести музыкантам йоговые статические упражнения.

Для музыкантов всех специальностей, особенно для духовиков и вокалистов, большое значение в профессиональном росте имеют навыки правильного дыхания. Различают три основных типа дыхания:

1) верхнее, ключичное, при котором нередко поднимаются плечи;

2) среднее, грудное, межреберное, при котором раздвигаются ребра;

3) нижнее, диаграгменное, или брюшное, при котором на вдохе опускается диафрагма и живот выпячивается вперед.

Во время игры нельзя задерживать дыхание и лучше всего дышать животом. Дыхание следует осуществлять только через нос, так как дыхание через рот быстро приводит к головокружениям и к мышечным зажимам.

Рекомендуют следующее ритмическое дыхание:

вдох – на четыре счета, выдох – на восемь (или 4 счета – вдох, 4 – задержка, 4 – выдох, 4 – задержка). Это дыхание хорошо снимает нервно-психические перегрузки. Полезно дышать через 1 ноздрю, вдыхая воздух через одну из них и выдыхая через другу.

Работоспособность повышают закаливание (воздушные и солнечные ванны), водные процедуры (холодные и горячие).

Усталость, стресс снимают массаж (общий и точечный), аутогенная тренировка, медитация.

Психическая саморегуляция. Аутогенная тренировка (АТ) разработана немецким врачом Иоганном Шульцем, направлена на снятие нервно-психическоих перегрузок в процессе мышечной релаксации, формирование на его фоне мысленных образов, отвечающих необходимым навыкам поведения. Что самое трудное? – Достичь внуторенней концентрации, сосредоточенности на чувствах, образах, ощущениях и представлениях, не обращаясь воле, которая автоматически повышает уровень напряжения и делает расслабление невозможным (См.: Искусство быть здоровым. – М., 1984.).

Первая ступень АТ (6 упражнений) направлена на успокоение вегетативной нервной системы (См.: Петрушин В.И. Музыкальная психология, С. 106-107).

Трансцендентальная медитация заключается в достижении особого гармонического единства человека с окружающим миром и тем, что он делает в данный момент. «Медитация» - лат. перевод «размышление» - глубокое проникновение в существо предмета или идеи через сосредоточенность на нем внимания (См. Петрушин, СМ. 107-109).

Выводы: Психогигиенические правила работы - показатель культуры, зрелости и профессионализма молодого музыканта.

Литература

1. Алексеев А. Себя преодолеть. – М., 1985.

2. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1978.

3. Алякринский Б.С. О талантах и способностях: Очерки о самовоспитании. – М., 1971.

4. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. – М., 1933.

5. Бардас В. Психология техники игры на фортепиано. – М., 1928.

6. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. –Л., 1974.

7. Бернштейн. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966.

8. Беседы К.С. Станиславского. – М., 1947.

9. Бирмак А.В. О художественной технике пианиста: Опыт психофизиологического анализа и методы работы. – М., 1973.

10. Благовещенский И.П. Некоторые вопросы исполнительского искусства. – Минск, 1965.

11. Бочкарев Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей // Вопросы психологии. – 1975. - № 1.

12. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1965.

13. Гончаров Н.В. Гений в искусстве и науке. – М., 1991.

14. Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М.. 1961.

15. Гройсман А.Л. Психология. Личность. Творчество: Регуляция состояний. – М., 1992. Ч. 3.

16. Громов Е.С. Художественное творчество. – М., 1970.

17. Грум-Грижимайло Т.Н. Об искусстве дирижера – М., 1973.

18. Искусство быть здоровым. – М., 1984.

19. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. – М., 1989.

20. Левидов А.М. Автор – Образ – Читатель. – Л., 1983.

21. Матейко А. Условия творческого труда. – М., 1970.

22. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 50е изд. – М., 1987.

23. Петрушин В.И. Музыкальная психология. 2-е изд.. испр. и доп. М.: «ВЛАДОС», 1997. – С. 67-111.

24. Прокофьев Г. Формирование музыканта-исполнителя. – М., 1956.

25. Сабанеев Л.Л. Психология музыкально-творческого процесса. - М., 2004. - 291 с.

26. Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М., 1951.

27. Спиркин А.Г. Творчество // ФЭС. – М.: «Сов. энциклопедия», 1983. - С. 670.

28. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. – М., 1988.

29. Ярошевский М.Г. Психология творчества // ФЭС. - М.: «Сов. энциклопедия», 1983. - С. 671.

Самостоятельное изучение:Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.

Темы:

- Творчество. Общие положения \67-82\

- Художественно творчество \82-89\

- Музыкальное творчество /89-98/

- Режим и гигиена работы музыканта \98-111\


Сейчас читают про: