Роль жизненного опыта в восприятии музыки

- Почему музыку слушают все, а слышат немногие? Почему европейские слушатели недостаточно полно воспринимают восточную музыку, а восточные слушатели невольно воспринимают европейскую музыку? Полнота музыкального восприятия, достаточные возможности для понимания средств музыкальной выразительности, интенсивность и виды переживания музыки у каждого конкретного человека, различны, что имеет свои особенности, причины и специфику. Приведем этому несколько примеров из музыкальной истории и практики.

Музыкант, этнограф Август Эйхгорн, живший и работавший в Узбекистане в конце XIX века о городских песнях узбеков говорил, что «продолжительное слушание исполнения их песен нам неприятно, оно терзает наши нервы». Аналогичные высказывания об оперных ариях, романсах мы слышим со стороны некоторых восточных слушателей, которые считают эту музыку «грубой и неестественной».

Противоположное мнение имеется у людей, обладающих развитым чувством музыкального восприятия, способным верно и полно оценивать музыкальное искусство. В письме к Е.Е.Романовской (подготовившей сборник «Узбекские народные песни» в двух томах) ученый и композитор Б.В.Асафьев писал: «Песни я пока просмотрел бегло, но уже настолько, что почувствовал их свежесть и аромат многих из них, как от живых цветов. Это у меня всегда такие ощущения от подлинно народного творчества, еще не «обработанного» (...). с наслаждением смотрю и слушаю страницу за страницей, волнуюсь узорам ритмов и орнаментов (...). в песнях много пластики. Это совершенно своеобразная пластическая напевность может, быть возникает от любопытнейшей «техники синкопирования» во всем мелосе. Я очень люблю этот вид мелоса. Жаль, что не знаю языка. Скажите акцент в нем интонируется (т.е. ударение тоническое, связанное с вокализацией или же дело, в соотношении длительностей)? Или же вся эта синкопность инструментального происхождения? Или она от пластики рук, жеста, корпуса, всего тела, своеобразия походки, игры бедер, т.е. в сущности от танца. Какой бы балет можно было сделать на, основе этой пластической мелодики – прелесть! Сколько лиризма в этой пластике, сколько задушевной мысли и теплоты чувств, без обнаженной чувствительности. Не знаю, так ли это все или это мое воображение – но таковы мои впечатления от живой песенной ритмо-мело-пластики и от этих вкусных и ароматных как травы цветы и мед интонаций (...). Вы доставили мне много радости Вашей удачной работой» (Б.Асафьев).

Из приведенных примеров мы обнаруживаем существующие различия у слушателя в восприятии музыки. С одной стороны – неприятие, непонимание музыки, а с другой стороны – глубина и тонкость музыкального восприятия. Эти различия в музыкальном восприятии имеют ряд объективных и субъективных причин, связанных с особенностями жизни, быта, воспитания, развитости музыкальных способностей, музыкального слуха, готовности и желанием понять музыкальное искусство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: