Взгляды Б.М. Теплова на сущность музыкальной одаренности

Музыкальной одаренностью Теплов называет качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью.

Основными видами музыкальной деятельности считает следующие: слушание музыки, исполнение музыки, сочинение музыки.

Музыкальный слух является специальной способностью, поскольку музыкальная деятельность противопоставляется всякой другой деятельности, и общей способностью, поскольку сопоставляются друг с другом разные виды музыкальной деятельностью.

В составе музыкальной одаренности выделяется комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующих для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности.

По Теплову, музыкальная одаренность не сводится к одной только музыкальности. Одаренность никак не исчерпывается только музыкальными в собственном смысле свойствами. Она всегда оказывается несравненно более широкой.

Пример личности Н.А. Римского-Корсакова. Его одаренность нельзя понять только с позиции музыкальных способностей. Необходимо учесть ряд других моментов: силу, богатство и инциативность воображения; богатство зрительных, в частности цветовых, образов; теснейшая, интимнейшая связь слухового воображения со зрительным. (Общие особенности воображения, сила зрительного воображения, чувство природы), несомненно, выходят за пределы музыкальности. Это моменты более общего характера, которые могут иметь значение не только в музыке, но и в других сфера человеческой деятельности. Однако мы имеем полное право включать эти признаки в состав понятия музыкальной одаренности.

Исследователь утверждает, что всякий крупный музыкант владеет умением эмоционально погружаться в захватившее его содержание и концентрировать на нем все свои душевные силы.

Теплов считает, что психологическая природа творческого вдохновения теснейшим образом связана с проблемой внимания, поэтому в психологическом анализе личности музыканта состояние его внимания занимает очень важное место.

Музыкальностью Теплов называл тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятий именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности.

Теплов рассматривал отношение понятия «музыкальность» в соотношении с более общим понятием – «музыкальной одаренностью».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: