double arrow

Лекция 2.4. Психология музыкальных способностей. Онтогенез музыкальных способностей


План

1. Концепция психологии музыкальных способностей, разработанная Б.М. Тепловым

2. Проблема онтогенеза музыкальных способностей (по работе К.В. Тарасовой)

Выдающийся советский психолог Б.М. Теплов начал свою научную деятельность с изучения зрительных, а затем слуховых ощущений и восприятий. Проблеме психологии музыкальных способностей посвящена докторская диссертация Б.М. Теплова.

Б.И. Тепловым был проведен анализ основных понятий, относящихся к области способностей, и дана критика ряда ошибочных точек зрения. Способности рассматривались Б.М. Тепловым именно в плане индивидуально-психологических различий (дифференциальный момент он ввел в само определение понятия). Исследование направлено на выявление различий по способностям, против представлений об одинаковости людей. Теплов меньше всего был склонен видеть в способностях и одаренности привилегию немногих, исключительных личностей. Он отмечал, в частности, что музыкальность свойственна всем (или почти всем) людям и вместе с тем у разных людей музыкальность различная. Для него было несомненно, что у каждого могут быть развиты «все общественно необходимые свойства», но что эти свойства не одинаковы. Исследователь подчеркивал важность учитывать «качественные различия», понимаемые как своеобразие способностей, в отличие от «количественных различий», означающих степень, уровень способностей. Музыкальность понимается исследователем как совокупность способностей, необходимых для занятий именно музыкальной деятельностью (предполагает единство эмоциональной отзывчивости на музыку и специальные особенности слухового восприятия, «слышания» музыки).

Опыт исследования музыкальных способностей привел Б.М. Теплова к убеждению, что именно качественная сторона способностей имеет важнейшее значение.Б.М. Теплов не исключал и «количественного» подхода к индивидуальным достоинствам. Он не был склонен избегать проблем, связанных с различиями в уровне способностей), но считал, что установление различий по степени способностей должно следовать за «качественным» анализом, вытекать из него и определяться им. Б.М. Теплов выступал против ранжирования людей по способностям, придавая первостепенное значение индивидуально-типическому своеобразию способностей.

Б.М. Теплов раскрывал сложную, опосредованную зависимость развития способностей от природных задатков. Подчеркивал, что способности человека формируются в деятельности, по специфическим психологическим закономерностям. Им была экспериментально обнаружена возможность изменения, развития основных сенсорных качеств, имеющих ближайшее отношение к музыкальным способностям.

Б.М. Теплов пришел к выводу: не бывает способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Против фатальности представлений направлены полученные им данные, указывающие на компенсацию одних свойств другими.

Большая заслуга принадлежит Б.М. Теплову в разработке вопроса о соотношении более общих и более специальных способностей.

Многообразное изучение музыкальной деятельности показало, что для успешных занятий ею важное значение имеют не только собственно музыкальные данные, сенсорные и музыкальные, но и те свойства, которые нужны как для музыки, так и для многих других видов деятельности (особенности внимания, воображения, волевые черты).

Согласно концепции Б.М. Теплова, способности «отыскиваются» не иначе, как в ходе психологического анализа той или другой деятельности. Так было показано, что специальные способности существенно зависят от особенностей интеллекта и других свойств личности.

Теплов обосновал следующее:наиболее общие моменты способностей имеют важнейшее значение, для понимания предпосылок всестороннего развития.


Сейчас читают про: