План
1. Концепция психологии музыкальных способностей, разработанная Б.М. Тепловым
2. Проблема онтогенеза музыкальных способностей (по работе К.В. Тарасовой)
Выдающийся советский психолог Б.М. Теплов начал свою научную деятельность с изучения зрительных, а затем слуховых ощущений и восприятий. Проблеме психологии музыкальных способностей посвящена докторская диссертация Б.М. Теплова.
Б.И. Тепловым был проведен анализ основных понятий, относящихся к области способностей, и дана критика ряда ошибочных точек зрения. Способности рассматривались Б.М. Тепловым именно в плане индивидуально-психологических различий (дифференциальный момент он ввел в само определение понятия). Исследование направлено на выявление различий по способностям, против представлений об одинаковости людей. Теплов меньше всего был склонен видеть в способностях и одаренности привилегию немногих, исключительных личностей. Он отмечал, в частности, что музыкальность свойственна всем (или почти всем) людям и вместе с тем у разных людей музыкальность различная. Для него было несомненно, что у каждого могут быть развиты «все общественно необходимые свойства», но что эти свойства не одинаковы. Исследователь подчеркивал важность учитывать «качественные различия», понимаемые как своеобразие способностей, в отличие от «количественных различий», означающих степень, уровень способностей. Музыкальность понимается исследователем как совокупность способностей, необходимых для занятий именно музыкальной деятельностью (предполагает единство эмоциональной отзывчивости на музыку и специальные особенности слухового восприятия, «слышания» музыки).
Опыт исследования музыкальных способностей привел Б.М. Теплова к убеждению, что именно качественная сторона способностей имеет важнейшее значение.Б.М. Теплов не исключал и «количественного» подхода к индивидуальным достоинствам. Он не был склонен избегать проблем, связанных с различиями в уровне способностей), но считал, что установление различий по степени способностей должно следовать за «качественным» анализом, вытекать из него и определяться им. Б.М. Теплов выступал против ранжирования людей по способностям, придавая первостепенное значение индивидуально-типическому своеобразию способностей.
Б.М. Теплов раскрывал сложную, опосредованную зависимость развития способностей от природных задатков. Подчеркивал, что способности человека формируются в деятельности, по специфическим психологическим закономерностям. Им была экспериментально обнаружена возможность изменения, развития основных сенсорных качеств, имеющих ближайшее отношение к музыкальным способностям.
Б.М. Теплов пришел к выводу: не бывает способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Против фатальности представлений направлены полученные им данные, указывающие на компенсацию одних свойств другими.
Большая заслуга принадлежит Б.М. Теплову в разработке вопроса о соотношении более общих и более специальных способностей.
Многообразное изучение музыкальной деятельности показало, что для успешных занятий ею важное значение имеют не только собственно музыкальные данные, сенсорные и музыкальные, но и те свойства, которые нужны как для музыки, так и для многих других видов деятельности (особенности внимания, воображения, волевые черты).
Согласно концепции Б.М. Теплова, способности «отыскиваются» не иначе, как в ходе психологического анализа той или другой деятельности. Так было показано, что специальные способности существенно зависят от особенностей интеллекта и других свойств личности.
Теплов обосновал следующее: наиболее общие моменты способностей имеют важнейшее значение, для понимания предпосылок всестороннего развития.