Человек – центр, системообразующий фактор, ядро гуманистического мировоззрения (обобщенный в системах, взглядах, убеждениях)

Гуманистическая педагогика – это система научных теорий, утверждающая воспитанников как активных, равноправных, сознательных участников учебно – воспитательного процесса, развивающихся по своим возможностям.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стесняясь, а всемерно стимулировать воспитание, естественное развитие ребенка. В настоящее время, получив положительные результаты и приобретя многочисленных сторонников во всем мире, данная теория «вылилась» в мощное течение гуманистической педагогики. Во всем мире известны творцы гуманистических педагогических систем – С. Френе, Р. Штайнер, М. Монтессори.

Педагогика М. Монтессори была построена на идеях свободного природосообразного воспитания. исходное условие – активность самого ребенка. Методами воспитания являются действия с дидактическими играми. Решающее значение имеют индивидуализация обучения и воспитания, а так же личностный подход.

Р. Штайнер выдвинул «Вальфродскую педагогику», которая учитывала особенности развития каждого ребенка, понять индивидуальность ребенка (его мышление, характер, волю, память и т.д.) Методом воспитания являлись индивидуальные игры.

Френе главными признаками являлись:

1. обязательный учет возрастной психологии, разнообразие способностей и наклонностей детей;

2. целенаправленное стимулирование его интеллектуальной и эмоциональной активности;

3. общественно-полезный труд на всех этапах обучения;

4. эффективная система школьного самоуправления.

В педагогике огромный вклад в развитии гуманизации внесли: Сократ, Конфуций, Протагор, Эпикур, Э Роттердамский, Ф. Робле, Т. Мор, Ф. Бекон, Т. Компанелло, Помеловский; современные психологи - педагоги: К. Роджерс, Д.Дьюи, русские: Добролюбов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Крупская, М. Ломаносов и другие.

В начале 20-х гг. 20 в. Отечественная педагогика в качестве основной цели воспитания выдвинула формирование подлинно – нравственной личности, обладающей высокой общей культурой, всесторонне и гармонично развитой, имеющей черты коллективиста – общественника (у истоков стояли Н. К. Крупская и Луначарский).

В 30-е гг.утверждается командно – административная система, в которой процесс развития личности игнорируется, а процесс воспитания сводился к манипулированию сознания личности.

Критика гуманистического направления в педагогике связана с 3-мя моментами:

1. критиковались сами принципы гуманизма, т.к. в аспекте авторитарной педагогике, педагогические явления должны рассматриваться с позиции классового подхода;

2. критиковались идеи свободы, им противопоставлялись идеи ответственности;

3. критиковалась сентиментальная любовь к ребенку, как проявление педоцентризма в силу его буржуазного происхождения современного общества.

С конца 70-ых гг. до начала 80-ых гг. особое значение восстановления и обогащения гуманистических ценностей приобрела творческая практик учителей, которые объединились в педагогическое сотрудничество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: