Представители и их основные идеи

1. В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И.Я.Лернева и М.Н. Скаткина, В.С. Леднева, Б.М. Бим-Бада и А.В.Петровский.

При личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью является не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворенья образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.

Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровье, способность мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитии и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценностью.

Две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях. На него оказывали влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы.

2. В эпоху Возрождения и в ХVII-ХIХ вв. в связи с утверждением идей гуманизма появляется концепции целостного развития личности и осуществляется попытки их реализации. Это подтверждает «Школа радости» В. Де Фельтре; теория свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы; идея И.Г.Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем вовлечения их в активную жизнедеятельность. Идея развития целостной человеческой личности, возращение самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится сегодня определяющей содержание современного образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: