1. Педагогическая наука пока не имеет общего взгляда на то, как следует правильно воспитывать детей. С древнейших времен и до наших дней существует два диаметрально противоположных взгляда на воспитание:
1. воспитывать детей нужно в страхе и повиновении;
2. воспитывать детей нужно лаской и добротой.
Если бы жизнь категорически отвергла один из подходов, то он уже давно прекратил существовать. Но в том то и вся сложность – в одних случаях большую пользу приносят обществу люди, воспитанные в жестких правилах, с суровыми взглядами, в других – мягкие, добрые, интеллигентные, богобоязливые и человеколюбивые люди.
Таким образом, в зависимости от того, в каких условиях живет народ, какую политику приходится вести государству, создаются традиции воспитания. В тех обществах, которые уже долго живут спокойной, сытой жизнью, преобладают гуманистические тенденции воспитания. А в тех обществах, которые ведут постоянную борьбу, преобладает жесткое воспитание, основанное на авторитете старшего поколения и без прикословном повиновении младшего. Например, в условиях войны, голода, социальных конфликтов, лишений всяческих, может быть и хотелось воспитывать детей помягче, но выжить в этих условиях они вряд ли смогли бы. Вот поэтому вопрос как воспитывать детей, не столько прерогатива науки, сколько самой жизни.