Хабаровск v/s Владивосток

В данном пункте рассматриваются попытки материально-пространственного воплощения Новой Урбанистики в крупных городах ДВ, формирование креативных пространств и востребованность в ней горожан.

Как было отмечено во второй главе, начиная с 2013 г. столичный опыт трансформации общественных пространств стал активно транслироваться в провинцию. Насаждение новой эстетики в дальневосточных городах имеет четкую государственную задачу: создание притягательной для молодежи среды, и как следствие, торможение процесса молодежной эмиграции с Дальнего Востока. Точеные «дизайн интервенции», заявленные на стадии проектов, широко расшариваются в блогах и трактуются как успехи гражданского общества.

Владивосток. Развитие общественных пространств Владивостока можно разделить на два периода: «до» и «после» саммита АТЭС в 2012 году. К 2012 году во Владивосток было «влито» около 700 млрд рублей: на развитие инфраструктуры, строительство, реконструкцию. Саммит послужил мощным толчком для развития Владивостока, в том числе и общественных пространств города. Знаковыми объектами стали реконструкция набережной Цесаревича Алексея, строительство ДВФУ, джентрификация завода «Заря» в Центр Современного Искусства. Новая стилистика ОП получила материально-пространственное воплощение основных трендов Нового Урбанизма в РФ, пик реализации которых попадает под «провинциальный» этап, описанный во 2 главе. Стилистика и инициатива изменения города насаждается властью, ее волей и влиянием. Все основные объекты финансируются из госбюджета. Сегодня (учитывая сложившуюся экономическую ситуацию на 2015 год) можно ставить вопрос о способности выжить этих объектов без вливания государственных денег. Из общесвенных «подвижек» можно выделить регулярный маркет Creativespot (Аналог западного «Пикник Афиши»), который способствует активному продвижению хипстерской эстетики и развивает вкусовые предпочтения прогрессивной молодежи в данном направлении.

Владивосток — город для молодых. Притом для активных, начитанных, спортивных. Это показал «День М» 2014 года (день молодежи), где проводились различные маркеты, открытые спортивные площадки, лекции в открытом амфитеатре, творческие площадки, городские игротеки, литературные встречи. Таким образом, сам город формирует прослойну горожан, способных воспринять и поддержать современную эстетику ОП (чем, например, не может похвастаться Хабаровск).

Открытие ДВФУ сделало Владивосток не только портовым городом, но и городом студентов и для студентов. И Владивосток старательно поддерживает бренд «города молодых». Закрытый и удаленный от посторонних, студенческий городок стал новым интеллектуальным центром Дальнего Востока, некий восточный аналог студенческого городка Новосибирска. Можно критиковать расположение, архитектуру, целесообразность и качество строительства на острове русском, но факт остается фактом — ДВФУ — новый символ города. Постепенно кампус наполняется новыми пространствами для студентов. Так 22 апреля 2015 года открылось культурно-досуговое пространство «Аякс», общей площадью 600 кв. метров. Фактически — это студенческий лофт-кофоркинг, в уже приевшейся, но оправданной кризисом 2015 года, эстетике временной архитектуры. Здесь каждый студент и преподаватель может предложить свое мероприятие, лекцию; студенты могут свободно общаться и заниматься группами.

Значительную роль в трансформации ОП Владивостока сыграл известный «уличный художник» Павел Шугуров в 2011-14 гг. возглавлял отдел дизайна городской среды мэрии Владивостока. Этот период во Владивостоке смело можно назвать «шугуровским», по аналогии с «капковским»[11]

.Хабаровск. Проводя аналогию с московскими исследованиями уличных пространств можно заметить, что в Хабаровске наблюдается нехватка общественных городских территорий, в которых можно было бы провести свободное от работы и дома время [12, с. 307]. Основные точки притяжения горожан — набережная, парк стадиона им. Ленина, парк Динамо и городские пруды (центральный округ), парк Саровского (Северный). Эти пространства переполнены людьми, притом в них явно недостает различного функционального наполнения. Хабаровские улицы служат чаще всего как пешеходные магистрали, люди выходят на них для того, чтобы попасть из пункта А в пункт Б, а не для прогулки и тем более отдыха. Даже центральная улица Муравьева-Амурского практически не имеет скамеек (за исключением автобусных остановок) и имеет множество преград (о чем позаботились хабаровские дорожные службы), что говорить об остальных пешеходных пространствах Хабаровска [13, с. 137]. Два зеленых бульвара в центре города, любимые горожанами и имеющие большой потенциал в формировании «третьих мест», на сегодняшний момент используются как площадки для пивных баров и пьяных пикников молодежи летом и исключительно пешеходной магистралью зимой. Притом ежегодно проходят слухи о разработке проектов по созданию новых парковочных мест для автомобилей на территории бульваров, что показывает заботу больше о машинах, нежели о человеке и полностью противоречит современным тенденциям городского развития. Нехватка комфортных пешеходных пространств выражается в том, что многие люди, для того, чтобы прогуляться, идут в магазины. Здесь уместен пример магазина «Радости», в который молодежь часто приходит провести время, нежели за покупками.

Разница между прогрессивным и отстающим городом заключается не в создании современных трасс, а в формировании качественного пешеходного пространства. Ведь у человека с малым уровнем дохода, есть один аналог телевизору – это выйти на прогулку со своими друзьями или семьей, и качественное пешеходное пространство – это показатель демократичности общества. Такой же, как велодорожки, комфортный общественный транспорт, удобные пандусы и безбарьерная среда. Все это особенно актуально для Хабаровска, где зима длится практически 5 месяцев, а 3 летних месяца также не являются комфортными из-за высоких температур. Загородных турбаз для отдыха горожан практически нет, в зимнее время это горнолыжная база Хехцир (находится довольно далеко и имеет достаточно узкое направление), Заимка Плюснина и лыжная база Ильинка, по территории которой планируют проложить объездную дорогу вдоль города, также есть несколько баз отдыха на Воронеже (северное направление). Летом ситуация не улучшается, а после паводка 2013 года, когда многие горожане потеряли свои дачные участки, людям просто негде проводить свое свободное время. Отдельно хочется сказать о базе «ЭКО-Парк ВОРОНЕЖ», начавшему активно работать летом 2014 года. База выстроена с явной отсылкой на стилистику «Парка Горького». Зимой на территории открыт горонолыжный комплекс «Снеговик», работают теплые бесдки, каток. Летом есть футбольное поле, множество беседок, детский «Панда-парк».

Попыткой создания в Хабаровске ОП нового типа является проект «Лофт-Гаражи», строительство которого было анонсировано в апреле 2015 г. Двухэтажное «креативное пространство «Гаражи» разместится в самом центре города (ул. Ким Ю Чена, 44д) в реконструируемом здании бывшего таксопарка. Предполагается, что «Гаражи» станут гибридом торгового центра, выставочного зала, концертной площадки и образовательного пространства, который откроет свои двери этой осенью. Всё, о чем мечтали побывавшие в Москве молодые таланты — модно, красиво и удобно. Шопинг, мастер-классы, маркеты, лекции в двух шагах от «Магазинов Радости», по[12]

Это не просто офисное здание, а новая площадка для общения, совместной работы и самореализации.

3.2.6. Мобильные общественные пространства. Параллельно московскому «палетному» урбанизму, продвигаемому Арт-фабрикой «Заря», во Владивостоке и Хабаровске все большую популярность приобретает формат «мобильных» ОП, представляющих собой по сути автостоянку значительных размеров, периодически используемую для массовых действий. Можно различать организованные и стихийные мобильные ОП. В качестве примеров создания мобильных временных пространств, преображающих городскую среду на короткое время, рассматривается опыт проведения музыкальных фестивалей «ДВ Простор» в Хабаровске и «V-Rox» во Владивостоке.

Хабаровск. Музыкальный фестиваль «ДВ-Простор» в 2012-13 гг. проходил на так называемой «Заимке», расположенной достаточно далеко от города (именно на «Заимке» впервые в Хабаровске был успешно адаптирован формат кинопоказа под открытым небом, предназначенный для автомобилистов), но 13.09.2014 г. для площадки проведения была выбрана обширная автостоянка рядом со спортивной ареной «Ерофей», где была смонтирована сцена и разбит «пивной городок», огражденный турникетами. Все остальное пространство занимало огромное количество автомобилей, владельцы которых слушали концерт на шезлонгах, вытащенных из машин, или сидя на их крышах своих автомобилей. Тут же устраивали мангалы, жарили шашлыки и проч. Отметим, что раньше в доавтомобильный период, подобные фестивали с фейерверками и музыкальными площадками устраивались в парке стадиона им. Ленина и на городских прудах парка «Динамо», но в последнее время «автомобильный» формат явно вытесняет «парковый», так как позволяет с помощью машины наглядно продемонстрировать окружающим свой социальный статус и уровень потребления. Что касается оформления «мобильного ОП», – это, как правило, всегда быстровозводимая легкая конструкция с натянутыми тентами; каркас сцены покрывают баннерами с рекламой и логотипами мероприятия и спонсоров (в случае «ДВ-простора» - реклама производителей пива).

Международный фестиваль V-Rox. проходивший во Владивостоке 29-31.08.2014 г., в рамках которого на сцене выступили как российские музыкальные команды, так и из Великобритании, Японии, США и т.д. традиционно локализировался на Спортивной набережной, где были оборудованы главная сцена (напротив городского океанариума) и сцена S7 Airlines «Улетай!» (возле фонтана). Параллельно с официальными «мобильными ОП», во Владивостоке сформировалось стихийное «автомобильное» ОП, локализированное на автостоянке, примыкающей к Набережной Цесаревича. Практически каждый вечер, в теплое время года, автостоянка забита автомобилями, владельцы которых группами курят кальяны и любуются закатом над бухтой Золотой Рог не отходя от своих машин. Контраст между Набережной Цесаревича, представляющей собой образцовый пример джентрификации, выполненной по столичным лекалам, и стихийным ОП на автостоянке, пользующейся исключительной популярностью у горожан, наглядно демонстрирует разрыв между идеальным образом ОП, транслированному на ДВ из Москвы, и реальными препочтениями горожан.

В заключение параграфа можно постулировать тезис о формировании общественного запроса жителей дальневосточных городов на организации пространств нового «мобильного» типа, предполагающего обязательное использования автомобиля как «индивидуальной зоны комфорта».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: