Оценка хабаровчанами существующих общественных пространств

Как правильно отмечает С. Мурунов «любой проект начинается со сбора и анализа данных. Рассмотрим, например, городские общественные пространства. На сайте администрации вы никогда не найдёте статистику по их количеству и тем более качеству. Эти данные могут быть подшиты в какую-нибудь папочку во внутреннем доступе. Но даже в этой папочке не будет ни фотоальбомов, ни отзывов жителей, ни живой стратегии по улучшению ситуации». Поэтому необходим сбор и анализ данных, в результате которых возможна «перезагрузка отношения администрации к ситуации и её участникам. Исчезает недопонимание, начинается диалог[13]».

Планомерное изучение региональных пабликов и личных страничек жителей Хабаровска в соцсетях (Вконтакте, фейсбук, ЖЖ), а так же опрос, проведенный среди студентов 2-6 курсов Факультета Архитектуры и Дизайна (около 300 человек, 27.09.-07.10 2013), позволил выявить отношение поколения 90-х к новым общественным пространствам города. В качестве любимых ОП указывались (в порядке частоты упоминания): «Магазины Радости» (упоминались практически каждым респондентом), парк «Динамо» (городские пруды), стадион Ленина, бульвары, (выбор обосновывается «большим количеством зеленых насаждений, относительно чистым воздухом и небольшим кол-вом людей в будние дни»), «Южный парк» (удобные подъезды и вместительная парковка, визуальное разнообразие за счет внешней отделки фасада, насыщенный функционал), киноцентр «Дружба». В качестве любимого прогулочного маршрута, большинством респондентов назывался транзит от Платинум-арены, мимо прудов парка Динамо, по бульварам к набережной Амура. «Сердцем города» была названа пл. Ленина: «никогда я не видел, что бы эта площадь была пустой; а какие красивые здесь ледовые скульптуры». Отметим, что рост коммерческой ледяной скульптуры с рекламными функциями и традиция проведения конкурсов ледяных скульптур на главной городской площади во многом объясняется влиянием Харбина, где стремительно развивается индустрия «ледового туризма»)». Возвращаясь к оценке пл. Ленина: некоторыми респондентами как существенный недостаток главного ОП Хабаровска указывается недостаточное количество скамеек и озеленение: «возможно, многие люди ходят на площади, чтобы поразмышлять, а не бежать как в автобусе к освободившемуся месту. Я против спиртных палаток, хотя это очень прибыльно». Симпатией хабаровчан пользуется и Комсомольская площадь: «считаю, что Комсомольская пл. – самая благоприятная для отдыха, - поставили уютные скамейки». Реконструкция кинотеатра «Хабаровск», вновь открытого в мае 2013 г. создает двойственное впечатление даже среди профессионального сообщества – вызывает раздражение провокационная «режущая глаз» архитектура «неприлично выбивающийся из общей городской среды», «слишком вычурно, нелепо, выламывается из окружающей застройки». Популярностью и любовью горожан пользуется парк Серафима Саровского, открытый ко дню Рождения города в мае 2013 г. Основные плюсы этого ОП, по мнению опрашиваемых, - удачное обыгрывание рельефа и наличие водоемов, (сам по себе этот фактор в условиях субтропического хабаровского лета делает ОП центром притяжения). Как безусловное достоинство парка много респондентов подчеркивают возможность фотосессий: «у каждого хабаровчанина наверняка уже есть свое фото на фоне Дворца Бракосочетания, выложенное в соцсетях». Отмечается обилие «влюбленных», родителей с колясками, («парк для мамочек»). Однако, большинство респондентов удручает наличие вечерами в парке молодежи, «сидящих на лавочках с пивом и семечками» (воспроизводство культурного паттерна «деревня»), кроме того отмечается недостаток урн, туалетов, мест для сидений и детских игровых пространств. Студентов-архитекторов удивляет противоречие между неорусской архитектурой храмового комплекса (архитектор А. Е. Мамешин) и «китайским барокко» дворца бракосочетания. В целом же отзывы положительны «построив данный парк город решил важную проблему благоустройства и культурного отдыха жителей Северного округа».

Автор исследования отдает себе отчет в том, что прежде чем приступать к конструированию ОП нового типа, нуждается ли Хабаровск в их появлении, существует ли у адептов «новой урбанистики» целевая аудитория, достаточная для запуска городских проектов? Ответы на эти вопросы не очевидны, нужны глубинные интервью и профессиональные социологические опросы; опросы в соцсетях ВКонтакте и Фейсбуке не могут считаться релевантными, т.к. ВК преимущественно пользуется молодое поколение, а Фейсбуком - небольшая прослойка хабаровской интеллигенции, чьи эстетические предпочтения, как правило, не совпадают с мнением большинства горожан. Еще менее убедительны опросы среди студентов (и особенно студентов ФАДа), так как эта фокус-группа не типична для Хабаровска. Косвенно оценить количество потенциальных посетителей общественных пространств нового типа, можно исходя из числа посетителей фримаркетов, акций типа «Ночь в музее», «Ночь в библиотеке» и проч. городских активностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: