Власть и её виды. Авторитет руководителя и его составляющие

Власть – возможность влиять на поведение и деятельность других людей. Она характеризуется её пределом (степенью зависимости подчинённого от руководителя, его возможностей и используемых инструментов влияния) и объёмом (количеством объектов влияния).

Существует несколько типов власти:

- вознаграждающая;

- принуждающая;

- легитимная (законная);

- референтная (основана на симпатии, эмоциональном предпочтении);

- экспертная (основана на превосходстве в компетентности, специальных знаниях);

- эталонная (власть примера, основана на уважении).

Сохраняя личную власть, руководитель отстаивает своё направление в работе, защищает подчинённых, прилагает усилия для взаимодействия с клиентами или партнёрами. Власть позволяет ему реализовать свои цели, идеи и проекты.

Власть руководителя связана не только с объёмом его полномочий, но и с его авторитетом. Авторитет руководителя – важный фактор надёжности управления, его признаками являются доверие, согласие и уважение со стороны подчинённых.

Согласно Ю. П. Стёпкину, авторитет – влияние руководителя на подчинённых. Выделяют три формы авторитета руководителя:

1. Формальный авторитет характеризует должностной автопортрет работника. Он обусловлен тем набором полномочий, которые даёт руководителю занимаемый им пост. Обеспечивает 65 % личного влияния.

2. Моральный авторитет основывается на мировоззрении и нравственных качествах руководителя.

3. Функциональный авторитет зависит от компетентности руководителя и его деловых качеств, отношения к своей профессиональной деятельности. В научных коллективах это ведущий вид авторитета.

Моральный и функциональный авторитет составляют психологический автопортрет руководителя, который выступает как результирующая его жизненных проявлений, отражает его сущность и является важным условием эффективности его работы. Профессионально несостоятельный руководитель агрессивен, особенно в отношении низкостатусных подчинённых. Низкий нравственный уровень руководителя позволяет ему распространять сплетни, манипулировать подчинёнными и запугивать их, работать ради собственного блага, не думая о благе организации.

Существует ряд попыток классифицировать составляющие личности руководителя. По мнению В. И. Шуванова, на эффективность руководства трудовым коллективом влияют три личностных фактора: опыт (т.е. совокупность управленческих знаний, умений, навыков), способности, совокупность личных и деловых качеств. Согласно М. Шоу, эффективность руководства обусловлена биографическими характеристиками, способностями и чертами личности.

К биографическим характеристикам относят пол, возраст, социальный статус и образование.

Между возрастом руководителя и эффективностью его деятельности не существует прямой зависимости. Половая принадлежность также не связана с успешностью руководства. Можно говорить лишь о «мужском» или «женском» подходе к руководящей деятельности. Так, женщины больше ориентированы на межличностные отношения, они превосходят мужчин в «мягкости» и демократичности руководства. Мужчины более склонны к доминированию, чаще проявляют инициативу, более активно участвуют в дискуссии.

Путь к власти в некоторой мере облегчает социальный статус. Однако иногда высшие менеджеры начинали свой путь с очень низкой стартовой площадки (к примеру, Ли Якокка).

Наиболее значимым фактором успешного руководства является
образование. Руководителю лучше иметь два образования: в сфере деятельности и в области социальных наук. Необходимы также познания в области управления, знание иностранных языков и владение компьютером.

К общим способностям руководителя (т.е. обеспечивающим успех в любой сфере деятельности) можно отнести, прежде всего, интеллект. Наиболее эффективны руководители не с чрезмерно высоким или чрезмерно низким интеллектом, а имеющие промежуточные оценки по данному показателю (согласно Е. Гизелли). Снижают влияние интеллекта руководителя на эффективность его деятельности такие факторы, как мотивация, опыт руководства, отношения с начальством и отношения с группой.

Среди специальных способностей (обеспечивающих успешность именно в специфической сфере деятельности, в нашем случае – успешность руководства) можно выделить предпринимательские способности (умение создавать оптимальные комбинации имеющихся ресурсов, склонность к новшествам и разумному риску) и способность к управленческой деятельности. Управлять людьми может далеко не каждый человек даже при наличии специальных знаний в этой области. Способность к управлению (организаторские способности) встречается в 10 раз реже, чем, например, музыкальные и художественные способности.

Личностные черты, способствующие успешному руководству, связаны со следующими особенностями деятельности руководителя:

· большое количество действий, в основном, кратковременных;

· частые вмешательства извне;

· широкая сеть контактов, выходящая далеко за пределы рабочей группы;

· преобладание речевого (устного) общения с окружающими.

В связи с этим очевидно, что успешному руководителю необходимы следующие черты личности.

Доминантность – честолюбие, умение влиять на подчинённых. Под воздействием традиционных методов руководства большинство подчинённых используют в деятельности лишь 60 – 65 % своих возможностей, и только дополнительное влияние признанного лидера способствует полной отдаче в деятельности.

Уверенность в себе позволяет руководителю чувствовать себя сильнее благодаря мобилизации физических и духовных сил; чаще добиваться достижения поставленных целей; снижать психологическую напряжённость и повышать стрессоустойчивость; улучшать отношения с другими людьми; вырабатывать оптимальные управленческие решения за счёт улучшения взаимодействия в коллективе и создания духа единой команды.

Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость формируется как следствие развития самоконтроля и обогащения опыта преодоления экстремальных ситуаций.

Креативность как способность к творческому решению задач, к внесению новшеств и видению элементов творчества в деятельности подчинённых важна в инновационной деятельности.

Стремление к достижению, предприимчивость способствует принятию на себя ответственности, разумному и предсказуемому риску, обеспечивает учёт обратной связи, информирующей о том, насколько успешно человек справляется с заданием.

Ответственность и надёжность.

Независимость предполагает наличие собственной точки зрения на проблему, проявление индивидуальности в сфере личных и деловых отношений. Однако независимость руководителя не должна выступать как волюнтаризм, самодурство.

Общительность. 75 % времени менеджер затрачивает на общение. По мнению Ли Якокки, способным менеджерам не удаётся карьера, если они плохо взаимодействуют с подчинёнными.

Перечисленные выше черты личности руководителя представляют собой сплав природных особенностей и воспитания. У руководителя должно быть стремление развиваться, иначе происходит разрушение уже сформированных психологических характеристик. Многое в становлении эффективного руководителя зависит от «самоменеджмента», т.е. его желания и умения развиваться. Кроме перечисленных выше черт, каждый менеджер обладает индивидуальными качествами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: