Следует отличать индивидуальную управленческую концепцию (ИУК) от индивидуального стиля деятельности. Напомним, что индивидуальный стиль деятельности – обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов деятельности, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему её осуществлению. Индивидуальный стиль деятельности взаимосвязан с темпераментом и характерен для любой профессии.
Индивидуальная управленческая концепция – система знаний, опосредованная индивидуальным опытом, потребностями и волевыми устремлениями личности, реально используемыми в качестве руководства к действию.
Индивидуальный стиль деятельности – это направленность и способ деятельности, индивидуальная управленческая концепция – это образ деятельности, она непосредственно связана с эффективностью деятельности руководителя.
В структуре ИУК выделяют: 1) стратегические замыслы, обеспечивающие достижение цели; 2) планово-экономические показатели; 3) проблемы, возникающие при выполнении планово-экономических показателей; 4) причины возникновения проблем; 5) управленческие средства устранения проблем; 6) функциональные единицы, реализующие эти средства; 7) информацию о состоянии деятельности.
|
|
Индивидуальная управленческая концепция проявляется через стили и стратегии управления. Можно выделить две основные стратегии управленческой деятельности.
Управление по отклонению. Когда в системе сбой, руководитель бросает все силы, чтобы его устранить. Руководитель негативно оценивает любые отклонения и ориентирован на жёсткое воплощение решения в жизнь. Он склонен сотрудничать с уступчивыми подчинёнными, по отношению к которым применяет элементы принуждения, повышенный контроль, негативные санкции.
Рефлексивное управление ориентировано на решение проблемы. Руководитель стремится к результатам, которые качественно превышают уровень принятого решения. Его действия носят не прямой, а косвенный характер. Для такого руководителя более предпочтительны инициативные, независимые подчинённые.
Эффективность руководства тесно связана с эффективностью деятельности организации. Подлинным критерием её оценки служит конечный результат труда всего коллектива, в котором органически соединены результаты труда руководителей и исполнителей.
Критерии эффективности руководства подразделяют на психологические и непсихологические. К психологическим критериям относят:
- удовлетворённость членов коллектива различными аспектами членства в нём (например, отношениями, условиями труда);
- мотивация членов коллектива (желание трудиться, стремление сохранить членство в коллективе);
|
|
- авторитет руководителя коллектива;
- самооценка коллектива (некий общий итог успешности его функционирования).
Непсихологические критерии эффективности руководства включают:
- действенность, т.е. получение нужных «вещей» (производимой продукции) вовремя (своевременность), с нужными свойствами, в достаточном количестве;
- экономичность выражается формулой: ресурсы, которые следовало бы потребить/ ресурсы, фактически потреблённые;
- качество – соответствие «спецификациям», т.е. различным качественным признакам;
- производительность = количество, удовлетворяющее требованиям качества / фактически потреблённые ресурсы.
- нововведения;
- прибыльность =доходы / издержки.
Руководитель считается эффективным, если он имеет высокие показатели по психологическим и непсихологическим критериям групповой эффективности.