План:
Понятие «принципы обучения».
Классификация принципов обучения.
Принцип сознательности и активности обучения. Сознательное понимание учащихся учебного материала, формирование познавательной активности.
Степень познавательной активности ученика может быть различной:
1. Самая высокая;
2. высокая степень;
3. средняя степень;
4. низкая степень;
5. самая низкая степень.
Принцип наглядности обучения. Организация чувственного познания ученика. В XVII веке Я.А.Каменский основал принцип наглядности как основу успешности обучения.
Принцип обучения Ушинского:
1. воспитывающий характер обучения. Основан на идеи народности;
2. доступность обучения;
3. систематичность обучения;
4. наглядности обучения;
5. сознательность и активность обучения;
6. прочность.
Принцип научности обучения. Процесс познания окружающего мира сложен, противоречив, включен в различные этапы формы, виды. Этот принцип раскрывает место научных знаний в учебной деятельности.
Принцип систематичности обучения.
Включает в себя 4 основных компонента:
1. знание есть отражение человеком предметов, явлений окружающего мира;
2. учебный материал представляет специально обработанные основные части;
3. система усвоения учебного материала школьниками зависит от способов объяснения учителя;
4. понимание системы в знаниях включает функции развития учащихся.
Принцип доступности. Доступность усвоения знаний, формирования умений и навыков означает их связь с уровнем развития навыков школьников.
Факторы, влияющие на степень доступности:
1. связь содержания новых знаний с имеющимися;
2. новое содержание может включать привычные для ученика, непривычные или вовсе не знакомые рассуждения, доказательства, формы и операции мышления;
3. усвоение знаний зависит от интересов, склонности ученика, сформировавшиеся навыки учебного труда.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «принципы обучения».
2. Раскройте классификацию принципов обучения.
3. Разработайте алгоритм требований к педагогу.
Тема: «Формы организации учебной работы»
План:
Понятие «формы организации учебной работы».
Понятие «урок». Его структура.