Формы организации учебной работы:
- урок;
- домашняя, самостоятельная работы;
- факультативы;
- дополнительное задание;
- предметные кружки;
- семинары;
- экскурсии;
- лекции и т.д.
Существуют разные виды обучения:
- индивидуальное;
- групповое;
- программное;
- проблемное и т.д.
Индивидуальное – обучается один ученик и учитывается его индивидуальные особенности, его темп усвоения, его механизмы мышления.
Групповое обучение – учитель взаимодействует с целой группой учащихся.
1. Классно- урочная система
2. Белл – ланкастерская система. Система взаимного обучения.
3. Мангейская система. Создавались классы, разные по уровню развития.
4. Ботавская система. Представляет попытку исправить ориентированность на среднего ученика.
5. Дальтон – план. Система обучения, направленная на обеспечение индивидуальных, активной, самостоятельной, учебной работы.
6. План Трампа. Эта система стимулирующая индивидуальные особенности обучения и использование гибких форм обучения.
|
|
Урок – это законченная, ограниченная во времени часть учебного процесса, вовремя которой решаются определенные учебно-воспитательные процессы.
Типы уроков:
1. комбинированный урок;
2. урок сообщения новых знаний;
3. урок формирования и закрепления умений и навыков;
4. обобщающий урок;
5. контрольный урок;
6. урок внеклассного чтения;
7. урок-экскурсия;
8. урок-практикум;
Структура урока:
1. Организация начала урока;
2. проверка усвоения изученного материала;
3. постановка целей, задач урока;
4. объяснение (научное изложение учебного материала);
5. закрепление;
6. повторение;
7. подведение итогов урока;
8. домашнее задание.
План урока:
Название темы, указание цели, задач; оборудование урока наглядными пособиями и техническими средствами: ход урока; предварительный анализ результатов урока; задание на дом, рекомендации, советы.
Конспект учитель составляет для себя, для того, чтобы лучше провести урок.
Подготовка к уроку:
- сначала составить конспект;
- на его основе конспект;
- сделать пробную запись урока.
Экскурсия – это форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов для непосредственного ознакомления с ними.
Экскурсии:
1. вводные;
2. текущие;
3. итоговые;
4. естественно-научные;
5. историко-материальные;
6. производственные и др.
Домашняя работа – необходимый элемент обучения.
Домашнее задание обычно включает в себя:
а) усвоение учебного материала по учебнику;
б) выполнение устных заданий;
в) выполнение письменных заданий;
г) выполнение творческих заданий;
д) проведение наблюдений (за природой, погодой).
|
|
Факультативные и дополнительные занятия. Проводятся разнообразные формы учебных занятий, такие формы учебных занятий называются внеклассными или внеурочными.
Дополнительные занятия – это сверх программные занятия с одним или группой учащихся по дополнительной отработке пройденного на уроках материала.
Другие формы внеклассной учебной работы: предметные кружки, научные общества, учащиеся с задатками и способностями по биологии и химии. Ведут работу предметники.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «формы организации учебной работы».
2. Охарактеризуйте структуру урока.
3. Перечислите и охарактеризуйте виды ФОУР.
4. Разработайте алгоритм выполнения домашней самостоятельной работы.