Педагогические средства

История становления и развития средств обучения неразрывно связана с развитием системы средств массовой информации и коммуникации, а они, в свою очередь, – с открытиями в естествознании и изобретениями в технике. Именно исторический подход позволит нам уяснить, что же такое мы используем на уроках и при организации познавательной внеурочной деятельности учащихся и называем средствами обучения.

В современном учебном процессе диалог учителя и ученика часто опосредован какими-либо средствами передачи информации и, прежде всего, учебной книгой.

Употребление термина «средство» в философской, педагогической, психологической литературе неоднозначно, и часто этот термин понимается очень широко: средство – это все то, что помещается между субъектом и продуктом его деятельности.

В процессе своей деятельности учитель использует учебники и другие учебные книги, разнообразные натуральные объекты, их макеты и модели, коллекции, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, видеофильмы, теле- и радиопередачи и др.

Любое средство, в том числе и средство обучения, включенное в ту или иную деятельность, оказывает на нее существенное влияние, если это средство проявляет свои специфические функции. Критерием «специфичности» являются изменения, интенсификация деятельности субъекта. Интенсификация идет в основном по двум направлениям: времени, затраченном на достижение определенной учебной цели, и «охвату учащихся». Вовлечение в сферу процесса обучения все новых и новых сложных электронных средств передачи информации вызвано неудовлетворенностью учителей старыми средствами и надеждами на то, что новые окажутся более эффективными.

Наряду с содержанием учебной деятельности, методами и организационными формами обучения, средства обучения являются одним из главных компонентов процесса обучения.

Средства, как педагогическая категория, по словам В.Б.Ежеленко, представляют собой «предметы, действия, явления в природе и обществе, в мышлении человека, весь реальный мир как обстоятельство для формирующейся личности, во всех его проявлениях в целом и частном, входящий в его окружение реально и мыслимо сначала в абстрактном представлении педагога, а затем в педагогическом процессе, соотносимые им с педагогической целью».

Средства обучения – это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства».

Применение тех или иных средств обучения обусловлено целями, содержанием, методами педагогического процесса, возможностями ОУ и учащихся. В то же время материальные средства обучения оказывают самое непосредственное влияние на все другие компоненты в полном соответствии с установившимися системообразующими связями функционирования, преобразования, взаимодействия. Достаточно широкое использование средств новых информационных технологий (НИТ) неизбежно приводит к более широкому применению в практике проектных, исследовательских, проблемных методов, предусматривающих различные формы самостоятельной деятельности учащихся, не замыкающиеся рамками традиционного урока.

Орудия познавательной деятельности увеличивают ее эффективность, поскольку служат средством достижения целей образовательной деятельности. Изготовление учениками и учителем средств обучения (моделей, плакатов, приборов, а также теоретических идеализаций, мысленных экспериментов) ведет к освоению тех предметных знаний, которым эти средства соответствуют. Развивающий и обучающий эффект в данном случае оказывается значительно большим, чем при простой передаче ученикам информации.

Дидактические возможности и функции каждого средства обучения закладывается в них на этапе проектирования и изготовления. В качестве общих для всех средств обучения дидактических функций следует отметить:

наглядность, обеспечивающая осознанность и осмысленность воспринимаемой учащимися информации;

информативность – способность выступать источником информации;

компенсаторность – то есть облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья учителя и учеников;

интегративность – рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;

инструментальность – безопасное и рациональное обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагога.

В основе использования средств обучения в качестве источника знаний лежат вполне определенные психические процессы. Учитель вводит в класс такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств обучающегося, основательно перестраивая все его психические функции. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых вопросах.

Учащиеся познают окружающий мир с помощью всех органов чувств. Однако пропускная способность их различна. Основными каналами получения информации являются слуховой и зрительный анализаторы. Система «ухо — мозг» может пропустить в секунду до 50 бит (единиц информации). Пропускная же способность зрительного анализатора в 100 раз больше. Неслучайно около 90% всех сведений об окружающем мире учащийся получает с помощью зрения, 9%—с помощью слуха и только 1 % – с помощью осязания. Следует отметить также, что из всех видов памяти у большинства учащихся более всего развита зрительная. Эта особенность человеческого восприятия давно подмечена в народе, создавшем пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Все это объясняет следующие факты. Человек, только слушая, запоминает 15% речевой информации, только глядя – 25% видимой информации, а слушая и глядя одновременно – 65% преподносимой ему информации.

Обеспечивая образную сторону знаний учащихся, различные средства обучения отвечают принципу научной достоверности в обучении. Они рассказывают о прочно установившихся в науке знаниях и показывают самые существенные признаки и свойства предметов в доступной для учащихся форме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: