Формы организации педагогического процесса

Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса. В философском смысле понятие «форма» понимается как «строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием». Форма обнимает систему устойчивых связей предмета и явления. Любой реальный урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности преподавателя и учащихся, различных форм их взаимодействия. Немаловажное значение для этого процесса имеет не только содержание общения между учителем и учениками, между учениками, но и то, в каких формах это общение осуществляется, т.е. каким образом учитель организует познавательную деятельность учеников.

Понятие «форма организации обучения», как и другие понятия дидактики может быть научно обосновано лишь при том условии, если дано научное определение основного понятия «обучение». Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование. Обучение может происходить только тогда, когда оно каким-то образом организовано. Оно происходит и существует, прежде всего, в определённых формах его организации. Организационные формы обучения составляют материальную основу обучения.

Применительно к обучению, форма – это специальная конструкция процесса обучения. Характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом.

Это содержание является основой развития самого процесса обучения, способом его существования, обладает собственным движением и заключает в себе возможности беспредельного развития, что и обусловливает его ведущую роль в развитии обучения.

Следовательно, форму обучения надо понимать как конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности. Представляя собой наружный вид, внешнее очертание отрезков – циклов обучения, форма отражает систему их устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла обучения и как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. При этом некоторые ученые-педагоги, в частности М.И. Махмутов, считают, что в педагогике есть необходимость указать на различие двух терминов, включающих слово «форма» – «форма обучения» и «форма организации обучения». В первом своем различии «форма обучения» означает коллективную, фронтальную и индивидуальную работу учащихся на уроке. В этом своем значении термин «организационная форма обучения» отличается от термина «форма организации обучения», обозначающего какой-либо вид занятия – урок, предметный кружок и т.п.

Педагогическая наука накопила значительный эмпирический материал в области организации обучения. Встал вопрос о необходимости систематизации разнообразия форм организации обучения, вычленения наиболее эффективных, соответствующих духу времени, исторической эпохе.

В связи с этим учеными выделены такие основания для классификации форм организации обучения: количество и состав учащихся, место учебы, продолжительность учебной работы. По этим основаниям формы обучения делятся соответственно на индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные. Заметим, что эта классификация не является строго научной и далеко не всеми учеными-педагогами признается. Вместе с тем надо признать, что такой подход к классификации форм организации обучения позволяет немного упорядочить их разнообразие.

Организационные формы обучения могут самостоятельно выполнять и немалую воспитательную функцию. Главным источником их воспитательной роли является характер самопроявления личности при той или иной форме. Лидерство или соучастие в работе коллектива, соревнование в темпах выполнения работы, чувство ответственности за качество и красоту произведенной детали во время практики, увлеченность самостоятельно выполненным домашним заданием, энтузиазм при полемике на семинаре – все это лишь отдельные примеры нравственного, эстетического, в целом социального воспитания, обусловлено именно организационными формами, особенностями каждой из них. Крайне важно поэтому учителю, применяя ту или иную форму, продумывать то содержание деятельности, которое может быть обусловлено именно данной формой, и те воспитательные воздействия, которые с ее помощью можно оказать. Иными словами, давая домашнее задание, надо усвоить соответственно изучаемому курсу, но и о том содержании, которое выходит за рамки курса, но важно для формирования личности, да и для успешности усвоения курса.

Из всех названных форм организации обучения главной в средней школе любого типа остается урок. И он наиболее трудно поддается характеристике.

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три такие формы – фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая – самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая – учащиеся работают в группах из 3–6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

В дидактике существуют различные подходы к классификации уроков. В зависимости от того, какие признаки считались основополагающими, предлагаются разные варианты типологии уроков.

традиционный урок;

современный урок;

урок программированного обучения;

проблемный урок формирования знаний;

урок-лекция;

учебная конференция;

учебная экскурсия;

урок-семинар и др.

Лекция (от лат. Lесtiо –– чтение) — публичное устно-наглядное изложение преподавателем теоретического материала по конкретной учебно-образовательной дисциплине. При этом типе занятия современный преподаватель должен обращать внимание на такие моменты в своей деятельности: четкость изложения, внятную дикцию, интенсивный темпоритм изложения материала, яркие и наглядно-характерные примеры (и иллюстрации), побуждение студентов к активной интеллектуальной деятельности (самосознание, рефлексия, проблемные ситуации). Кроме того, преподаватель должен делать акценты на умение, технику ведения студентами конспектов лекции (на понятность, опрятность, сокращения, маркировку, личные заметки, полноту фиксации материала и пр.); самоподготовку, предварительное «погружение» студентов в излагаемый на лекции материал (их осведомленность по теме), т. е. наличие т. н. обратной связи. Еще одно правило: лекцию нельзя диктовать (студент должен сам научиться выделять в ней главные моменты, которые ему необходимо зафиксировать).

Проблемная лекция

Лекция-визуализация

Лекция вдвоем

Лекция с заранее запланированными ошибками

Лекция-пресс-конференция

Лекция-беседа

Лекция-дискуссия

Лекция с разбором конкретных ситуаций

Семинар (от лат. seminarium – рассадник) – «коллективное обсуждение учащимися (слушателями) сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими самостоятельно под руководством преподавателя. Предназначается для углубленного изучения темы или раздела курса» (В. В. Давыдов). Одно из основных условий проведения семинарского занятия – наличие у каждого учащегося соответствующей литературы (учебники, справочники, энциклопедии). Форма занятия – свободная дискуссия, обмен мнениями, выяснение доминирующих позиций по теме. Допускается как заблаговременная подготовка к теме семинара, так и подготовка по ходу занятия.

Лабораторный практикум – проводится с целью подтверждения, проверки, закрепления, уточнения теоретических наработок студентов путем их практической проверки через решение конкретных и реальных задач по их профессиональной ориентации, моделированию и разрешению проблемных ситуаций, а также с целью формирования у студентов навыков самостоятельного выбора оптимальных путей решения профессиональных задач. Главные методы в этом типе занятия – опыт, эксперимент, исследование (реальный, мысленный или виртуальный).

Лабораторные работы интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Эксперимент в его современной форме играет все большую роль в подготовке инженеров, которые должны иметь навыки исследовательской работы с первых шагов своей профессиональной деятельности. "Лаборатория" происходит от латинского слова "labor" – труд, работа, трудность. Его смысл с далеких времен связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач.

В лабораторных работах осуществляется интеграция теоретико-методологических знаний с практическими умениями и навыками студентов в условиях той или иной степени близости к реальной профессиональной деятельности. Особую роль здесь играет совместная групповая работа. Максимальная степень приближения к будущей профессиональной деятельности достигается при прохождении производственной практики на конкретных рабочих постах.

Практические занятия – по целям и задачам аналогичны лабораторному практикуму, но не включают в себя проведение эксперимента (на уровне закрепления какого-либо отдельного навыка, умения, отработки конкретной производственной операции).

Коллоквиум (от лат. со11оquium – собеседование) – 1) «беседа преподавателя со студентами с целью выяснения уровня их знаний»; 2) в свете изменившихся требований к учебному процессу допускается его проведение в письменной форме – в виде ответов студентов на серию контрольных вопросов или даже в виде диалога с компьютером (в электронном виде).

Факультатив (от лат. Facultatis способность, возможность) дифференцированные дополнительные занятия в форме кружков, клубов по интересам, творческих объединений с целью изучения внепрограммного учебного материала, представляющего позитивный интерес для студентов, а также с целью самореализации их творческого и интеллектуального потенциала. Разновидности: спецкурс, прикладной, межпредметный и др. Факультативные занятия проводятся параллельно с изучением обязательных учебных предметов с целью углубления и обогащения знаний учащихся и развития их творческих способностей и дарований. Это оказывает влияние на их содержание. Оно может включать в себя более глубокое изучение отдельных тем или разделов учебной программы по какому-либо предмету, а также содержать новые темы и проблемы, выходящие за пределы программы. Для этого в помощь учителю составляется специальная программа и создаются учебные пособия по факультативным предметам.

Экскурсия (от лат. Excursus — уклонение, отступление) – коллективное посещение студентами во главе с преподавателем какого-либо объекта, представляющего профессиональный интерес (для будущих специалистов в избранной ими области деятельности), либо с целью приобретения студентами практических навыков в каком-то конкретном виде деятельности, либо с целью адекватного формирования их общего культурного или технического уровня. Существуют следующие виды экскурсий: учебная, производственная, учебно-производственная.

Студенческая научно-практическая конференция (от лат. соnfеrrе – собирать в одно место) – проводится с целью творческого обмена мнениями, теоретическими и практическими разработками студентов в области их профессионального образования, с целью ознакомления людей с результатами экспериментально-поисковой работы, с целью роста их научного и творческого самосознания. Результаты конференции могут быть изложены в специальных сборниках тезисов докладов, прозвучавших на данной конференции. Может носить узкодисциплинарный или междисциплинарный характер. Некоторые выступления могут быть оформлены в виде стенда.

Консультации (от лат. consultatio – совещание) – вид собеседования преподавателя со студентами, проводимого в целях успешности текущих и итоговых (контрольных) учебных занятий; улучшения планирования и организации самостоятельной деятельности студентов (например, при написании курсовых и дипломных работ, при проведении производственной практики). В идеале должны носить характер неформального общения студентов с преподавателями и с администрацией учебного заведения.

Производственная практика – «вид учебных занятий, в ходе которых учащийся (студент) самостоятельно выполняет в условиях действующего производства реальные производственные задачи, определенные учебной программой» (В. В. Давыдов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: