Средства обучения рассматриваются дидактами в широком и в узком смысле. В широком смысле под средствами обучения понимают совокупность всех материальных и нематериальных предметов и объектов, способствующих успешности учебного процесса, т.е. это вся совокупность содержания, методов, форм, а также специальных средств обучения. В узком смысле под средствами обучения понимают материальные предметы и объекты, являющиеся источниками получения знаний и формирования умений. Дидактические средства очень многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям. Например, по способу изготовления: промышленно изготовленные (карта, макет) и самостоятельно изготовленные (конспект, шпаргалка); или по органу ощущения, на который преимущественно ориентированы: визуальные, аудиальные и аудиовизуальные и т.д.
Вид обучения - обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности, а также функции используемых средств, методов и форм обучения. Вид обучения определяется технологией, лежащей в его основе. Принято выделять: объяснительно-иллюстративный, догматический, проблемный, развивающий, компьютерный, модульный, дистанционный и т.д. Законченной характеристики видов обучения не существует, приведенные названия выделяют лишь доминирующие черты того или иного вида, и, следовательно, для того чтобы охарактеризовать реально существующий процесс обучения, нужно использовать сочетание характеристик.
|
|
Объяснительно-иллюстративное - обучение является наиболее традиционным, информация здесь поступает к обучающимся в готовом виде, посредством словесного объяснения, сопровождаемого наглядными иллюстрациями.
Догматический – построен на принятии информации на веру, без доказательств.
Проблемный – ориентируется на обучение в процессе самостоятельного (той или иной степени) поиска решения проблемы.
Развивающий – обеспечивающий оптимальное развитие личности учащегося. Можно возразить, что любое обучение способствует развитию личности, но спецификой развивающего обучения является, то, что оно есть не следствие обучения, а специальная стратегия, которая идет чуть впереди календарного развития ребенка и таким образом инициирует его.
Компьютерный – основан на программировании учебной деятельности, реализуемой посредством компьютерных программ.
Модульный – предполагает деление учебного материала на значимые блоки – модули, которые в целом обеспечивают более полное усвоение материала.
Дистанционный – позволяет успешно реализовывать процесс обучения при отсутствии непосредственного контакта между учащимся и учителем, одновременно, чаще всего, является компьютерным или интерактивным.