Форма обучения рассматривает характер взаимодействия обучающего и обучаемого, отвечая как за внешнюю структуру, так и за внутреннее устройство процесса обучения. Специфика взаимодействия обучаемого и обучающего так многообразна, что трудно четко описать формы обучения. Однако их можно классифицировать по различным основаниям. Классификация форм обучения по количеству участников предполагает: индивидуальные, парные, групповые, коллективные и фронтальные (работа с целым классом в едином темпе, например, устный счет). По месту обучения: аудиторные и внеаудиторные (классные, внеклассные). По порядку осуществления: очная, очно-заочная (вечерняя) и заочная. Последняя классификация подразумевает, что при любой форме обучения для освоения одного и того же образовательного уровня учащемуся необходимо освоить одинаковое количество материала, но он по-разному распределяется между аудиторной и внеаудиторной, в данном случае самостоятельной работой учащегося. При очной форме аудиторная подготовка значительно превышает объем самостоятельной работы, при очно-заочной они примерно равны, а при заочной объем самостоятельной работы значительно превышает аудиторную подготовку. Однако на основании ФЗ «Об образовании» и «О высшем профессиональном образовании» в РФ не может быть аккредитована такая форма подготовки, которая вообще не включала бы аудиторные занятия.
|
|
Важным понятием является понятие формы организации учебного процесса, оно отвечает за характер мелкого звена процесса обучения, т.е. характеризует определенный вид учебного занятия: урок, лекция, семинар, факультатив, экскурсия, экзамен и т.д.
Наиболее распространенной формой организации учебного процесса является урок. Уроком принято называть определенный временной континуум, в течение которого педагог организует познавательный процесс группы учащихся постоянного состава, с учетом особенностей каждого ученика и создавая оптимальные условия для обучения, воспитания и развития личности всех учащихся. Типы уроков отличаются большим многообразием, в целом можно выделить: урок усвоения нового материала, закрепления, повторения, контроля знаний и сочетающий все представленные цели в одном – комбинированный или смешанный урок. Вместе с понятием урока в дидактику, также благодаря Я.А. Коменскому, вошло понятие класса – группы учащихся постоянного состава, объединенных по возрастному признаку и по примерно одинаковому уровню начальных знаний, которые в едином темпе продвигаются в освоении знаний. Постепенно представления об уроке и классе дали начало классно-урочной системе обучения, которая является наиболее распространенной и подразумевает, что класс обучается по единому учебному плану и учебным программам, уроки проводятся по конкретным предметам, встроенным в расписание, продолжительность урока регламентируется уставом учебного заведения, работой класса на уроке руководит учитель. Несмотря на широкое распространение и более чем трехсотлетнюю историю классно-урочной системы ее постоянно критикуют и пытаются реформировать. Основная критика обращена к тому, что единый темп урока подразумевает ориентацию на среднего ученика, а в это время сильные и слабые не в состоянии работать в едином темпе. Кроме того, краеугольным камнем классно-урочной системы является строгая дисциплина в классе, и многие критики утверждают, что при этом условии ограничено общение учеников, что не способствует формированию совместимого члена коллектива. Пытаясь устранить эти недостатки, дидакты разработали несколько других, конкурирующих систем: Белл-ланкастерская система взаимного обучения, Батовская, Мангеймская, Дальтон-план, проектная система, план Трампа и др., однако ни одна из них не получила такого же широкого распространения, как классно-урочная. Белл-ланкастерская система была разработана в Англии в начале XIX века, когда было достаточно большое количество людей, желающих получить образование, а учителей не хватало. Система подразумевает, что сначала старшие ученики занимаются с учителем, а затем, во второй половине дня, обучают младших. Батовская система была разработана в XIX веке в США и предполагала, что все время учителя делится на две части: работу с классом в целом и индивидуальные занятия для нуждающихся, таким образом предполагалось учесть не только средних, но и отстающих и успешных учеников. Ту же цель преследовала получившая распространение в Европе Мангеймская система, однако она предполагала дифференциацию учеников в классы различных способностей: способные, среднеспособные, малоспособные и с отсроченным успехом. Система Дальтон-план (создана в XX веке, в США) подразумевала, что учащиеся получают задание для длительной самостоятельной работы (на несколько месяцев) и работают самостоятельно в лабораториях. Проектная система, появилась одновременно в начале XX века в США и в России. Она подразумевает групповую самостоятельную работу над выбранной проблемой с заключительным публичным отчетом. План Трампа был разработан в XX веке в США, он предложил ставшую сегодня классической схему обучения в вузе. Все время занятий нужно разделить на три части: 40 % - общие лекции, поток 100-150 человек, 20% - семинары, по 10-15 человек в группе, остальное время - самостоятельная работа студента под руководством педагога.
|
|