Одной из существенных функций костюма является эстетическая функция. Даже в первобытном обществе человек относился к одежде не только как к средству защиты от климатических условий, но и как к возможности сделать свою внешность более привлекательной в глазах соплеменников, привлечь к себе внимание.
С развитием костюма его эстетическая роль возрастала. Одежда начала разнообразно и богато декорироваться, порой превращаясь в настоящее произведение искусства. Художественное оформление стало неотъемлемым моментом создания костюма, определяющим его соответствие эстетическим идеалам и требованиям моды определенной эпохи.
Со временем одежда начала подразделяться на повседневную, праздничную, домашнюю и т. д. В зависимости от ее назначения и условий эксплуатации стали определяться основные принципы художественного оформления костюма, с которыми знакомит читателя эта глава.
Костюм как предмет материальной культуры призван выполнять эстетическую функцию — удовлетворять естественные и свойственные только человеку потребности в созерцании и созидании прекрасного. И хотя эта функция в бытовой одежде по отношению к утилитарной находится в подчиненном положении, люди ею не пренебрегали даже в далекую эпоху первобытности.
|
|
Превратить функциональную бытовую одежду в художественно выполненный костюм позволяет ее декоративное оформление.
Декор в костюме — это художественная система, совокупность украшающих его элементов, не имеющих практического назначения. В утилитарном смысле декоративные элементы в одежде не являются обязательными, как, например, конструктивные или функциональные (карманы, вытачки, застежки, манжеты и другие). Однако они появляются в костюме человека уже в незапамятные времена и не теряют своей актуальности и сегодня.
За тысячелетия развития цивилизации и костюма в частности человечество изобрело бесчисленное множество приемов декоративного оформления одежды. К наиболее древним и повсеместно распространенным из них можно отнести следующие способы художественной обработки тканей:
· вышивка — нанесение узора на ткань и другие материалы при помощи цветных нитей, золотой и серебряной проволоки, драгоценных и полудрагоценных камней, жемчуга, бисера, стекляруса и др.;
· аппликация — выполнение элементов узора из различных материалов с последующим прикреплением их на изделие;
· художественное ткачество — создание узора и изображения посредством переплетения разноцветных нитей, часто имеющих различную фактуру;
· печворк — составление узорчатого полотна из различных лоскутков ткани и других материалов;
|
|
· квилт — узорная стежка лоскутного полотна с использованием прокладочных материалов для увеличения объема и создания активной фактуры изделия (вата, ватин, синтепон и др.);
· тиснение — выдавливание рисунка узора на мягкой поверхности материала; особенно этот вид декора характерен для оформления кожаных изделий;
· набойка — нанесение цветного рисунка на материал при помощи печатных форм — матриц, при этом количество матриц определяется количеством цветовых оттенков рисунка;
· батик — нанесение рисунка на ткань при помощи специальных текстильных красителей; существует много техник батика: свободная роспись, когда рисунок наносится на ткань непосредственно кистью; холодный батик, когда рисунок сначала наносится резервирующей жидкостью, ограничивающей площадь цветного пятна и не дающей краске затекать за его границу, а затем кистью заполняются цветовые пятна рисунка; горячий батик, когда рисунок сначала наносится горячим резервирующим составом, а затем после его застывания дополняется кистью; каждая из этих техник имеет свои характерные эффекты;
· плетение — способ создания узорного кружевного полотна при помощи специальных приспособлений — коклюшек; и многие другие техники.
Особый декоративный эффект создает отделка костюма при помощи складок, защипов, рельефов, воланов, рюш, оборок, буфов и других элементов. Эта отделка не требует использования дополнительных материалов — красителей, нитей, отделочных тканей и других, а связана с искусством технологической обработки изделий.
Такая отделка отличается простотой и изяществом, кроме того, она, зачастую являясь средством создания формы, членения ее на отдельные части, неразрывно связана с конструкцией изделия и в значительной степени определяет расход материала. В модной одежде такая отделка используется довольно часто, так как позволяет малыми средствами добиться оригинальности модели.
В современной одежде также весьма распространенным является украшение деталями, выполненными из отделочной ткани или специальных материалов, — кружевом, тесьмой, шнуром, сутажем, бахромой, лентами и т. п. Отделка этими материалами довольно легко выполняется и может с успехом заменить в нарядном костюме трудоемкую и дорогостоящую вышивку.
При всем техническом разнообразии перечисленных выше приемов декорирования швейных материалов цель их применения одна — превратить даже грубое домотканое полотно в художественно оформленное изделие, сделать костюм, созданный из этого украшенного материала неповторимым и, кроме того, донести до зрителя определенную информацию.
Традиционные техники художественного оформления ткани были изобретены много веков и даже тысячелетий назад, но они не утратили своей актуальности и в современной одежде.
Используя тот или иной декоративный прием в современном костюме, необходимо учитывать ряд общих требований:
· декор должен быть умеренным, подчеркивать форму, соответствовать ей, а не быть случайным, чужим
· рисунок декора должен иметь достаточно фона, чтобы придать простоту и благородство узору;
· вид декора должен соответствовать качеству материала, из которого изготовлена одежда, например, тяжелая толстая ткань требует крупной рельефной вышивки, тогда как тонкая — изящной, легкой;
· декор должен быть композиционным центром костюма, привлекая к себе внимание и придавая изделию образную выразительность.
Использование декоративного оформления может быть признано удачным только в том случае, если оно способствует созданию целостного, гармоничного, оригинального костюма, соответствующего требованиям современной моды.