double arrow

Воспитание личности в коллективе. Формирование ученического коллектива


Коллектив – это группа людей. В педагогике коллектив – это объединение воспитанников (учеников), отличающихся рядом важных признаков. Это одно из важнейших достижений человеческой культуры.

Идею коллективного воспитания воплотили в своих идеях:

В 1905 С. Т. Шацкий впервые создал детскую летнюю трудовую колонию.

А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях».Создал методологию коллективного воспитания, его теорию и технологию, новаторски решил проблему личности и коллектива в едином воспитательном процессе. Идея взаимодействия личности и общества. Многообразие коллективной деятельности и отношений, широкие возможности для индивидуального выбора становятся для личности основой ее социализации и индивидуализации.

Коллектив — естественная социальная среда, в которой происходит социа­лизация детей и подростков. Коллектив способствует духовно-нравственному развитию личности. Коллектив способствует формированию опыта участия в коллективных фор­мах организации труда.

Признаки:

· общественно значимая цель (не случайная, не сиюминутная);

· общественно значимая деятельность, в которой реализуется обществен­но значимая цель;




· коллективные отношения, взаимная ответственность;

· демократическое самоуправление: жизнью коллектива управляет не ли­дер, не начальник, а выборный орган (совет, штаб),

Детский коллектив — сложная социально-педагогическая система. Он обладает своей структурой, в которой различаются:

Неформальная структура коллектива— это система межличностных отно­шений детей, которая возникает стихийно с первых же контактов между ними. В этой структуре каждый ребёнок занимает свое место: «звезда» — бесспорный лидер; «предпочитаемый» -- пользуется симпатиями большинства; «принятый» — признается двумя-тремя приятелями; «непринятый» — к нему равнодушны окружающие, общаются поверх­ностно; «отверженный» — с ним активно не хотят общаться.

Формальная структура коллектива строится на деловых (формальных) отно­шениях, на отношениях «взаимной ответственности», которые складываются и развиваются в общей деятельности под руководством выборного органа кол­лектива.

члены коллектива выполняют соци­альные роли — это поручения. В системе деловых отношений коллектива важную роль играют традиции коллективной жизни.

Формальная структура коллектива реализует свой воспитательный потен­циал во взаимодействии первичного коллектива, общего коллектива и педагоги­ческого коллектива.

Первичный коллектив — это своего рода неделимая часть коллектива, мик­роколлектив, где сходятся все дружеские, личные, деловые интересы воспи­танника. Именно первичный коллектив обладает правом непосредственного «прикосновения» к личности ребенка. не более 10-12 человек. принцип «кто с кем хочет» Настоящий первичный коллектив -— разновозрастный, где разница в воз­расте между старшими и младшими не превышает 3—5 лет.



Общий коллектив составляется из совокупности первичных коллективов как «дифференцированное единство». Первичный коллектив, даже объединяющий дружных и интересных друг другу детей, не может вы­полнить свои воспитательные функции, если он не живет как часть, как «кле­точка» общего коллектива.

Чтобы события жизни общего коллектива воспитанники воспринимали как личностно значимые и активно в них участвовали.

Педагогический коллектив. Коллектив педагогов является органической со­ставляющей формальной структуры воспитательного коллектива. Он объеди­няет не только профессиональных воспитателей, но и родителей, хотя, конеч­но, профессиональные педагоги играют здесь решающую роль и несут основную ответственность за воспитание детского коллектива.

Формирование коллектива:

Первый этап. Создание коллектива воспитатель начинает в неорганизованной группе воспитанников. На этом этапе воспитатель вынужден прямо взаимодействовать с каждым воспитанником, так как у них нет даже первоначальных переживаний общности цели, нет опыта коллективной деятельности. Воспитатель сам ставит общественно значимые цели, добивается их принятия каждым из воспитанников, сам распределяет поручения, контролирует их выполнение, подводит итоги. Это делается для того, чтобы между воспитанниками возникли отношения организованной зави­симости как прообраз будущих коллективных отношений.



Главные задачи:сблизить, помочь узнать друг друга (интересы, способности, умения, характер и привычки);найти интересные и нужные общие дела;«проявить» актив;каждому воспитаннику определить поручение

Второй этап:у коллектива появляютсяпервые признаки субъекта вос­питания: орган самоуправления, от­ношения ответственных зависимостей. Педагогическое взаимодействие опосредуется. Начиная коллективную деятель­ность, воспитатель делает активистов своими единомышленниками, они распределяют поручения, под­водят итоги, оценивают результаты. У воспитателя две главные заботы: воспитание актива и вос­питание первичных коллективов. Воспитание актива - принцип «единства уважения и требования». Важна регулярная смена, чередование разнообразных кратковременных поручений, сложилось и действует эмоционально при­влекательное для всех, активное, творческое, деловое общение воспитанни­ков, зародилось своеобразное самосознание коллектива.

Третий этап«расцветом коллектива». Коллектив начинает функционировать как субъект воспитания, за вос­питателем - решение тех проблем, которые требуют профессиональной педагогической подготовки и соответствующих должностных полномочий, актив не «возвышается» над рядо­выми членами коллектива, действует общественное мнение, начинают «работать» традиции коллективной жизни. Воспи­танники перестают «ощущать, что их воспитывают», они просто живут, классные коллективы в школе нечасто достигают этого этапа.

Четвертый этап:этап «гуманистических отношений», такие отношения складывались в коллек­тивах, где объединялись уже достаточно зрелые активисты, каждый воспитанник уже не только активно участвует в коллективной жизни, он и своим творчеством ока­зывает на нее влияние. Все члены коллектива предъявляют сами к себе высокие требования, стремятся быть на уровне нравственных ценностей.

Свои личные перспективы на будущее воспитанники должны строить с уверенностью в прогрессивном, счастливом будущем всей социальной жизни.







Сейчас читают про: