Коллектив – это группа людей. В педагогике коллектив – это объединение воспитанников (учеников), отличающихся рядом важных признаков. Это одно из важнейших достижений человеческой культуры.
Идею коллективного воспитания воплотили в своих идеях:
В 1905 С. Т. Шацкий впервые создал детскую летнюю трудовую колонию.
А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях». Создал методологию коллективного воспитания, его теорию и технологию, новаторски решил проблему личности и коллектива в едином воспитательном процессе. Идея взаимодействия личности и общества. Многообразие коллективной деятельности и отношений, широкие возможности для индивидуального выбора становятся для личности основой ее социализации и индивидуализации.
Коллектив — естественная социальная среда, в которой происходит социализация детей и подростков. Коллектив способствует духовно-нравственному развитию личности. Коллектив способствует формированию опыта участия в коллективных формах организации труда.
|
|
Признаки:
· общественно значимая цель (не случайная, не сиюминутная);
· общественно значимая деятельность, в которой реализуется общественно значимая цель;
· коллективные отношения, взаимная ответственность;
· демократическое самоуправление: жизнью коллектива управляет не лидер, не начальник, а выборный орган (совет, штаб),
Детский коллектив — сложная социально-педагогическая система. Он обладает своей структурой, в которой различаются:
Неформальная структура коллектива — это система межличностных отношений детей, которая возникает стихийно с первых же контактов между ними. В этой структуре каждый ребёнок занимает свое место: «звезда» — бесспорный лидер; «предпочитаемый» -- пользуется симпатиями большинства; «принятый» — признается двумя-тремя приятелями; «непринятый» — к нему равнодушны окружающие, общаются поверхностно; «отверженный» — с ним активно не хотят общаться.
Формальная структура коллектива строится на деловых (формальных) отношениях, на отношениях «взаимной ответственности», которые складываются и развиваются в общей деятельности под руководством выборного органа коллектива.
члены коллектива выполняют социальные роли — это поручения. В системе деловых отношений коллектива важную роль играют традиции коллективной жизни.
Формальная структура коллектива реализует свой воспитательный потенциал во взаимодействии первичного коллектива, общего коллектива и педагогического коллектива.
Первичный коллектив — это своего рода неделимая часть коллектива, микроколлектив, где сходятся все дружеские, личные, деловые интересы воспитанника. Именно первичный коллектив обладает правом непосредственного «прикосновения» к личности ребенка. не более 10-12 человек. принцип «кто с кем хочет» Настоящий первичный коллектив -— разновозрастный, где разница в возрасте между старшими и младшими не превышает 3—5 лет.
|
|
Общий коллектив составляется из совокупности первичных коллективов как «дифференцированное единство». Первичный коллектив, даже объединяющий дружных и интересных друг другу детей, не может выполнить свои воспитательные функции, если он не живет как часть, как «клеточка» общего коллектива.
Чтобы события жизни общего коллектива воспитанники воспринимали как личностно значимые и активно в них участвовали.
Педагогический коллектив. Коллектив педагогов является органической составляющей формальной структуры воспитательного коллектива. Он объединяет не только профессиональных воспитателей, но и родителей, хотя, конечно, профессиональные педагоги играют здесь решающую роль и несут основную ответственность за воспитание детского коллектива.
Формирование коллектива:
Первый этап. Создание коллектива воспитатель начинает в неорганизованной группе воспитанников. На этом этапе воспитатель вынужден прямо взаимодействовать с каждым воспитанником, так как у них нет даже первоначальных переживаний общности цели, нет опыта коллективной деятельности. Воспитатель сам ставит общественно значимые цели, добивается их принятия каждым из воспитанников, сам распределяет поручения, контролирует их выполнение, подводит итоги. Это делается для того, чтобы между воспитанниками возникли отношения организованной зависимости как прообраз будущих коллективных отношений.
Главные задачи: сблизить, помочь узнать друг друга (интересы, способности, умения, характер и привычки);найти интересные и нужные общие дела;«проявить» актив;каждому воспитаннику определить поручение
Второй этап: у коллектива появляютсяпервые признаки субъекта воспитания: орган самоуправления, отношения ответственных зависимостей. Педагогическое взаимодействие опосредуется. Начиная коллективную деятельность, воспитатель делает активистов своими единомышленниками, они распределяют поручения, подводят итоги, оценивают результаты. У воспитателя две главные заботы: воспитание актива и воспитание первичных коллективов. Воспитание актива - принцип «единства уважения и требования». Важна регулярная смена, чередование разнообразных кратковременных поручений, сложилось и действует эмоционально привлекательное для всех, активное, творческое, деловое общение воспитанников, зародилось своеобразное самосознание коллектива.
Третий этап «расцветом коллектива». Коллектив начинает функционировать как субъект воспитания, за воспитателем - решение тех проблем, которые требуют профессиональной педагогической подготовки и соответствующих должностных полномочий, актив не «возвышается» над рядовыми членами коллектива, действует общественное мнение, начинают «работать» традиции коллективной жизни. Воспитанники перестают «ощущать, что их воспитывают», они просто живут, классные коллективы в школе нечасто достигают этого этапа.
Четвертый этап: этап «гуманистических отношений», такие отношения складывались в коллективах, где объединялись уже достаточно зрелые активисты, каждый воспитанник уже не только активно участвует в коллективной жизни, он и своим творчеством оказывает на нее влияние. Все члены коллектива предъявляют сами к себе высокие требования, стремятся быть на уровне нравственных ценностей.
Свои личные перспективы на будущее воспитанники должны строить с уверенностью в прогрессивном, счастливом будущем всей социальной жизни.