Семья – главный институт воспитания.
Классификация семей:
· бездетные, однодетные, многодетные
· однопоколенные, двупоколенные, межпоколенные
· полные, неполные, внебрачные
· благополучные, неблагополучные
Семейное воспитание – система воспитания и образования силами родителей и родственников в условиях конкретной семьи.
Задачи:
· воспитание настоящего гражданина
· воспитание хорошего работника
· воспитание хорошего семьянина
Типы воспитания в семье:
1. авторитарный (игнорирование индивидуальных способностей, преобладание дисциплинарных воздействий, холодность и диктат).
2. либеральный (попустительский) (отчуждённость, безразличие к делам и чувствам, принцип «делай, что хочешь»).
3. демократический (сотрудничество и взаимопомощь, равноправие, гибкость оценок, поведение в зависимости от индивидуальных особенностей).
Формы взаимодействия школы и семьи:
Коллективные: педагогические лектории, университеты педагогических знаний, научно-практические конференции, родительские собрания, родительские комитеты
индивидуальные: педагогические консультации, посещение семей, педагогические поручения
Тенденции современного семейного воспитания:
1) однодетность, малодетность –> отсутствие опыта по уходу за детьми;
2) снижение влияния старших поколений на воспитание детей в молодых семьях;
3) утрата традиций народной педагогики;
4) социальная и экологическая проблемы;
5) гипертрофирование, телевизионизация общества.
3 группы проблем:
1. связанные с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы школы и семьи;
2. проблемы методики стимулирования учащихся в семье к работе над своим личным развитием и формированием;
3. проблемы учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания.
Семья неразрывно связана со всеми видами воспитания: эстетическим, нравственным, экологическим, физическим, трудовым, умственным, гражданским и патриотическим.