double arrow

Педобщение: функции, структура, стили. Культура педобщения


Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Педагогическое общение – непосредственное взаимодействие субъектов педагогического процесса, в ходе которого происходит обмен учебными знаниями, восприятие и познание друг друга, взаимовлияние на деятельность. Эффективность зависит от факторов: внешние (ситуация, обстановка, личностные особенности), -внутренние (особенности самого учителя)

Функции:-познавательная (передача знаний), -обмен информацией (передача необходимой информации),-организационная, -регулятивная (различные формы контроля), -экспрессивная, *обучающая (воспитывающая), *функция облегчения, фасилитации (помогает ученику выразить себя)

Структура:Моделирование - Организация общения - Управление общением - Анализ осуществлённой системы и моделирование новой

Устойчивая форма способов и ср-в взаимодействия определяет стиль общения. В нём находят выражение особенности коммуникативных возможностей учителя, характер взаимоотношений учителя с учениками, особенности ученического коллектива.




Стиль общения – это стиль отношения и характер взаимодействия и стиль руководства в процессе взаимодействия с детьми.

Стили:

-Курт Левин:авторитарный (формы: приказ, указание, инструкция, выговор), демократический (формы: просьба, совет, информация), либеральный.

-Смирнов: свободно-либеральный (попустительство, фамильярность и анархии), либеральный (плывущий плот), авторитарный (разящие стрелы), демократический

- Кан-Каликна основе высоких профессиональных установок педагога и на основе дружеского расположения, выделил общение – дистанция, общение – устрашение, общение – заигрывание

Модели:

1. Монбла (учитель на недосягаемой высоте, отстраняется от класса).

2. Китайская стена (дистанция, которую установил сам учитель, учащиеся управляемы, равнодушие учеников к учителю).

3. Локатор (избирательное отношение, внимание на сильных либо слабых).

4. Робот (действует чётко по плану).

5. Я-сам (учитель делает себя главным и единственным инициатором общения).

6. Гамлет (думает, правильно ли его поймут ученики).

7. Тетерев (поглощён своими мыслями).

Культура педобщения предполагает наличие у учителя педтакта, который проявляется в уравновешенности поведения (выдержка, самообладание в сочетании с непосредственностью в общении) + умение слушать.

Основные правила: 1) настроится на слушание, забыть о своих проблемах; 2) реакции на слова партнёра должны отражать переживания, чувства, эмоции; 3) необходимо держать паузу; 4) беседа должна носить доверительный характер.

Барьеры в общении – субъективно переживаемое человеком состояние затруднения в реализации планируемого общения в следствие непринятия партнёра общения, его действий, непонимания сообщения, самого партнёра и других причин.







Сейчас читают про: