Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Педагогическое общение – непосредственное взаимодействие субъектов педагогического процесса, в ходе которого происходит обмен учебными знаниями, восприятие и познание друг друга, взаимовлияние на деятельность. Эффективность зависит от факторов: внешние (ситуация, обстановка, личностные особенности), -внутренние (особенности самого учителя)
Функции: -познавательная (передача знаний), -обмен информацией (передача необходимой информации),-организационная, -регулятивная (различные формы контроля), -экспрессивная, *обучающая (воспитывающая), *функция облегчения, фасилитации (помогает ученику выразить себя)
Структура: Моделирование - Организация общения - Управление общением - Анализ осуществлённой системы и моделирование новой
Устойчивая форма способов и ср-в взаимодействия определяет стиль общения. В нём находят выражение особенности коммуникативных возможностей учителя, характер взаимоотношений учителя с учениками, особенности ученического коллектива.
Стиль общения – это стиль отношения и характер взаимодействия и стиль руководства в процессе взаимодействия с детьми.
Стили:
-Курт Левин: авторитарный (формы: приказ, указание, инструкция, выговор), демократический (формы: просьба, совет, информация), либеральный.
- Смирнов: свободно-либеральный (попустительство, фамильярность и анархии), либеральный (плывущий плот), авторитарный (разящие стрелы), демократический
- Кан-Калик на основе высоких профессиональных установок педагога и на основе дружеского расположения, выделил общение – дистанция, общение – устрашение, общение – заигрывание
Модели:
1. Монбла (учитель на недосягаемой высоте, отстраняется от класса).
2. Китайская стена (дистанция, которую установил сам учитель, учащиеся управляемы, равнодушие учеников к учителю).
3. Локатор (избирательное отношение, внимание на сильных либо слабых).
4. Робот (действует чётко по плану).
5. Я-сам (учитель делает себя главным и единственным инициатором общения).
6. Гамлет (думает, правильно ли его поймут ученики).
7. Тетерев (поглощён своими мыслями).
Культура педобщения предполагает наличие у учителя педтакта, который проявляется в уравновешенности поведения (выдержка, самообладание в сочетании с непосредственностью в общении) + умение слушать.
Основные правила: 1) настроится на слушание, забыть о своих проблемах; 2) реакции на слова партнёра должны отражать переживания, чувства, эмоции; 3) необходимо держать паузу; 4) беседа должна носить доверительный характер.
Барьеры в общении – субъективно переживаемое человеком состояние затруднения в реализации планируемого общения в следствие непринятия партнёра общения, его действий, непонимания сообщения, самого партнёра и других причин.