Педагогическое мастерство и его структура. Новаторство и педагогические теории в практике

Мастерство – это высокое и постоянно искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по званию и любящему детей.

Структуру педагогического мастерства составляют следующие компоненты:

Профессиональная умелость – основа профессионализма педагога, которая включает владение теоретическими знаниями и практическими умениями планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля в педагогическом процессе, а также развитые профессионально-личностные качества (приобретается в процессе обучения в профессионально-педагогическом учебном заведении).

Профессиональное мастерство – комплекс свойств педагога, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации его профессиональной деятельности, доведенная до совершенства профессиональная умелость (формируется в процессе профессиональной деятельности на основе профессиональных способностей личности).

Профессиональное творчество – высокий уровень выполнения профессионально-педагогической деятельности, которая характеризуется новизной и оригинальностью, рационализацией технологий, методов и приемов работы (достигается в результате постоянного самосовершенствования в профессиональной деятельности) = больше субъективное творчество (открытие для себя), чем объективное.

Профессиональное новаторство – внесение и реализация инноваций (нововведений): новых прогрессивных идей, технологий, методов, приемов, повышающих качество профессионально-педагогической деятельности, (достигается в результате постоянного самосовершенствования в профессиональной деятельности) = не только субъективное, но и объективное творчество (открытие для других).

Профессиональная акмеология изучает условия становления компетентного специалиста.

Компетенции специалиста – нормативно-заданные компоненты содержания его профессиональной подготовки, минимальный опыт его социально-профессиональной деятельности, которые обеспечат ему осведомленность и авторитетность в вопросах, входящих в состав его профессиональных полномочий

Компетентность специалиста – результат овладения компетенциями, личностное качество, позволяющее осуществлять продуктивные с профессиональной точки зрения действия в ситуациях с высокой степенью динамизма и неопределенности.

Компетентность специалиста выражается в:

· готовности к целесообразной социально-профессиональной деятельности

· системе профессионально-личностных ценностей и отношений

· умелости (то, чему человека можно научить, передавая соответствующие знания и навыки, упражняя в использовании существующих в культуре средств и способов достижения целей)

· способности (то, что позволяет человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения целей, что нельзя передать, но чему можно научиться в опыте поиска способов действий в нестандартных ситуациях)

Основные компоненты педагогического мастерства и творчества учителя:

· Гуманистическая направленность личности учителя:

· Профессиональные знания учителя

· Педагогические способности учителя:

· Педагогическая техника учителя: умение управлять собой, классом

Слагаемые педагогического мастерства:

умение организовать учебный процесс, умение учить на уроках, умение активизировать учеников, умение эффективно проводить воспитательную работу; высокий уровень педагогической техники, умение по внешним признакам поведения ученика определять его ду­шевное состояние; чувство темпа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow