Личность как объект и субъект целостного педагогического процесса

Педагогический процесс как целостное явление характеризуется наличием объекта и субъекта. Его объектом выступает личность учащегося (воспитанника), развитие которой обусловлено всей совокупностью условий организации и осуществления педагогического процесса. Развитие личности охватывает всю полноту ее жизненных отношений, а педагогический процесс, организуемый в целях обучения и воспитания, лишь вводит человека в мир культуры. Он устанавливает специфическое отношение между личностью и культурой, определенным образом трансформирует ее, а также детерминирует деятельность обучаемого или воспитуемого как своей целью, так и содержанием обучения и воспитания, их стратегией, характером и формами взаимодействия педагогов и воспитанников.

Педагогическое воздействие, ответственность за развитие определенных качеств личности у воспитанников остаются за педагогами. Другое дело, что педагогическое руководство не должно быть авторитарным.

Это означает, что проблема развития личности в педагогике конкретизируется с точки зрения целей и средств педагогического процесса. Однако развитие личности оказывается детерминированным не только взаимодействиями, осуществляемыми в педагогическом процессе. Личность – это неповторимая индивидуальность, обладающая определенными предпосылками, возможностями, которые позволяют ей в известной степени реагировать на воздействия педагогического процесса. Более того, растущая личность характеризуется активным отношением к детерминирующим педагогическим воздействиям (принимает, проблематизирует, отвергает). Другими словами, она включается в педагогический процесс как субъект, как активный его участник, ответственный за его результаты. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса в этой связи требует определения такой его образовательной стратегии, которая позволяла бы поставить личность обучающегося в центр педагогического процесса, преобразовать его объектную позицию в субъектную.

22. Целостный педагогический процесс. Его сущность.

Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Сущность и структура педагогического процесса

В специальной литературе педагогический процесс определяется как «специально-организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Из этого определения видно, что педагоги и воспитанники являются субъектами и главными компонентами педагогического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: